Акыда. Ан-Насафия - Прощение грешников.

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Акыда. Ан-Насафия - Прощение грешников.

Аллах Всевышний не прощает многобожие (ширк), но прощает другие грехи, большие и малые, кому пожелает. Возможно наказание за малый грех и прощение большого греха, если оно не было из категории разрешения [запретного]. Разрешение [запретного] есть неверие.

Значение терминов

«الشرك» - многобожие - признание существования других божеств наряду с Аллахом.

В данном случае значение термина «ал-куфр» зависит от вида неверного: 1) неверный (الكافر) - тот, у кого отсутствует вера; 2) лицемер (المنافق) - тот, кто показывает веру и скрывает неверие; 3) вероотступник (المرتد) - тот, кто отказывается от веры, после ее принятия; 4) многобожник (المشرك) - тот, кто признает существование двух божеств и более;

 

5) человек писания (الكتابي) - последователь других религий, кроме Ислама; 6) безбожник (الدهري) - тот кто, признает извечность времени и связывает все создания с ним; 7) еретик (الزنديق) - тот, кто признает пророчество, но считает, что время извечно, и связывает все создания с ним; 8) атеист (الملحد) - тот, кто отрицает существование Аллаха.

«الاستحلال» - дозволение - признание дозволенности запретного и разрешенности несоблюдения обязательного (предписанного) в религии.

 

Краткое толкование

 

Все мусульманские ученые единогласны в том, что если человек умер неверным, то этот грех не прощается ему. В Коране по этому поводу сказано: «Воистину, Аллах не прощает, когда поклоняются другим божествам кроме Него» (4:48). Ученые аргументировали это тем, что: 1) неверие является самым крайним грехом, оно вообще не допускает понятия дозволенности и прощения; 2) неверный считает свои убеждения истинными, поэтому не молит о прощении; 3) неверный даже в случае своего вечного существования планирует придерживаться своих убеждений, поэтому он должен получить воздаяние, соответствующее своим убеждениям. Что же касается грехов[1] меньших чем неверие, то по поводу их прощения ученые разделились на две группы.

 

Последователи истины сказали: «Прощение больших и малых грехов Аллахом допустимо для тех, для кого Он пожелает, даже в том случае, если этот человек не покаялся». В доказательство своей позиции они привели аяты: «А все [иные грехи], помимо этого, прощает, кому пожелает» (4:48); как видим, все грехи, кроме неверия, включены в понятие прощения. В другом аяте сказано: «Воистину, Аллах прощает полностью грехи» (39:53). Еще в одном аяте сказано: «[Он] - прощающий грехи, принимающий покаяние» (40:3).

 

Му‘тазилиты заявляют: «Аллах прощает большие и малые грехи раба, если он совершил покаяние, и не прощает большие грехи, если не покаялся». В качестве доказательства они приводят аяты и хадисы о наказании грешников, вот некоторые из них: «Того, кто ослушается Аллаха и Его посланника и преступит Его законы, Он ввергнет в адский огонь. Вечно тот в нем пребудет, и уготовано ему унизительное наказание» (4:14), «А грешники, воистину, будут в аду» (82:14) и др.

 

На это можно ответить, что эти аяты указывают на само наказание, а не его обязательность. Общий смысл аята может распространяться на тех, кого Аллах простил, а частный смысл - на тех, кого Он не пожелал простить.

 

Следующий довод му‘тазилитов заключается в том, что подобный строгий подход не оставляет грешникам возможности относиться к своим грехам легкомысленно и продолжать их совершение. Более мягкая позиция, по их мнению, противоречит аятам о наказании.

 

На это можно ответить, что возможность прощения грехов еще не говорит об обязательности прощения. Общим правилом для грешников служит наказание, а исключением является лишь прощение по милости Аллаха. Поэтому идея о прощении грехов ни в коем случае не дает возможности продолжать грешить.

 

Поскольку прощение является прерогативой Аллаха и происходит по его милости и величию, то Он может наказать за малый грех и простить большой. В Коране об этом сказано: «В ней не забыт ни малый, ни большой грех, все записано» (18:49). Малые грехи записываются для того, чтобы человек был спрошен за них.

 

Некоторые му‘тазилиты заявили, что если человек сторонится больших грехов, то наказание за малые недопустимо. В качестве довода они привели аят: «Если вы будете избегать больших грехов, которые вам запрещены, то Мы простим ваши прегрешения и введем вас через врата благословенные» (4:31). Поскольку прегрешения противопоставлены большим грехам, значит, они являются малыми.

 

На это можно ответить, что под большими грехами в данном аяте имеется в виду неверие[2]. Ведь если неверный уверует, то все его прежние грехи будут прощены, но это только в том случае, если совершивший их не считает их дозволенными. Если грешник считает свой грех дозволенным, то возможны два варианта. Если запретное подтверждается прямыми, достоверными, неоспоримыми доводами «кат‘и»[3], то этот человек становится неверным, если же запретное подтверждается косвенными, вероятностными доводами «занни», то он считается грешником.

 

 

[1] Грехи можно разделить на три категории: 1) грехи, связанные только с отношениями между Аллахом и Его рабом, например: прелюбодеяние, гомосексуализм, употребление алкогольных напитков. В данном случае есть надежда, что эти грехи будут прощены; 2) грехи раба в отношении предписанных деяний, например: оставление молитв, постов, закятов и паломничеств. При совершении этих грехов человеку следует покаяться и восполнить упущенное; 3) грехи в отношениях между людьми, например: грабеж, воровство. Для прощения этих грехов, виновный обязан искупить свою вину перед тем, чьи права он нарушил. Имам ‘Али р.А.а. по поводу покаяния сказал: «Покаяние несет в себе шесть значений (элементов): 1) раскаяние и сожаление в отношении прошлых грехов; 2) раскаяние за оставленные предписанных деяний; 3) восполнение пропущенного и восстановление прав обиженных; 4) растворение своей души (страсти) в поклонении, так же как она была приучена грехам; 5) ознакомление своей души (страсти) с горечью богослужений, так же как она благоденствовала в радости ослушания; 6) плач вместо всякого смеха. См. «Шарх Рамадан». - С. 345 - 346.

 

[2] Употребление во множественном числе указывает на различные виды неверия или же акты неверия в душах многочисленных неверующих.

 

[3] Довод из Корана или сунны, имеющий степень мутаватир или машхур.

 

Яндекс.Метрика