Акыда. Ан-Насафия - Заступничество

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Акыда. Ан-Насафия - Заступничество

Заступничество (шафа‘а) посланников и лучших [из людей] за мусульман, совершивших смертные грехи, подтверждено большим числом (достоверных) сообщений.

Значение терминов

«الشفاعة» - заступничество - посредничество между двоими.

«الأخيار» - лучшие (из людей) - имеются в виду пророки, ученые и праведники.

Краткое толкование

Многочисленными преданиями подтверждается, что Аллах позволит пророкам и праведникам совершить посредничество (выраженное в заступничестве. - п.п.) между Ним и между мусульманами, совершившими большие грехи, с целью избавить последних от наказания в Судный день.

 

По этому поводу ученые разделились на два мнения. Последователи истины заявили, что заступничество действительно произойдет в Судный день. Свою позицию они подтверждают следующими доводами: «Посему проси прощения грехам твоим, а также грехам верующих мужчин и женщин» (47:19); просьба о прощении мусульман и есть заступничество; «Кто же станет без Его соизволения заступничать перед Ним» (2:255); «Но не поможет им ничье заступничество» (74:48). Все эти аяты указывают на то, что заступничество действительно будет, но оно не коснется неверных, этот аят служит дополнительным унижением и порицанием для неверных. К этим доводам можно добавить и хадис Пророка (с.а.с.): «Мое заступничество для больших грешников из моей уммы»[1].

 

По мнению му‘тазилитов и хариджитов, заступничества за грешников не будет, поскольку для прощения большого греха необходимо покаяние, что же касается малых грехов, то Аллах должен их простить в том случае, если человек воздерживался от больших грехов. Хариджиты же, как упоминалось выше, считают грешника неверным. При этом они ссылаются на следующие аяты: «Когда никому из людей не будет дозволено заступничество» (2:48), «Нет у нечестивцев ни близкого друга, ни заступника» (40:18).

 

По поводу первого аята следует отметить, что он был ниспослан об иудеях, т.е. неверных, которые горделиво заявили: «Мы сыны Ибрахима (а.с.) и его любимцы, поэтому нас не постигнет наказание». Во втором аяте под словом «нечестивцы» имеются в виду неверные, потому что нечестивость, упомянутая в общем значении, всегда подразумевает под собой неверие.

 

Аяты, приведенные последователями истины, му‘тазилиты трактуют, как «заступничество ради увеличения награды». Мы же говорим, что подобное мнение противоречит священным текстам, говорящим о прощении грехов, а не увеличении наград.

 

 

[1] Ат-Тадж, 5/383.

 

Яндекс.Метрика