Акыда. Ан-Насафия - Что обязательно, что абсурдно и что допустимо для по-сланников?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Акыда. Ан-Насафия - Что обязательно, что абсурдно и что допустимо для по-сланников?

 

Обязательным для посланников является следующее. 

1 - Правдивость (сидк). Пророки обязаны быть правдивыми, ведь в противном случае их ложь привела бы к отрицанию божественных слов. Пророки защищены (гарантированы) от лжи, и особенно в том, что связано с шариатом и божественными законами. Все ученые уммы, кроме имама ал-Бакилани, единогласны в том, что пророки никогда не лгали, ни преднамеренно, ни по забывчивости.

2 - Надежность (амана). Они никогда никого не подводили и не нарушали предписаний. Нарушение предписаний привело бы к совершению запретного и нежелательного, в результате чего оно превратилось бы в обязательное или желательное, но, как известно, Аллах не повелевает запретное и нежелательное.

 

3 - Защищенность от грехов (‘исма). Ученые единогласны в том, что ни до послания, ни после него пророки не были в состоянии неверия. Также ученые единогласны в том, что пророки не совершали больших грехов. Что же касается малых грехов, то большинство ученых допускает возможность того, что пророки их совершали, но кроме таких подлых и низких, как, например, мелкое воровство (меньше нисаба).

 

Ал-Джубба'и и его последователи выступили против единогласного мнения и заявили, что пророки не совершали малых грехов во время пророчества. Что же касается времени до пророчества, то ученые единогласно допускают их возможность. Му‘тазилиты же отвергают и их, аргументируя это тем, что даже малые грехи могли бы отвратить общества от пророков и пророчество потеряло бы смысл. Суть же заключается в том, что пророки не совершали грехов, которые могли бы отвратить от них общество, например, прелюбодеяние, ложь, предательство и другие низкие и подлые дела.

 

Именно поэтому те деяния пророков, которые похожи на грехи, следует трактовать соответствующим образом и находить им объяснения. Или же их поступки являются греховными в сравнении с более праведными деяниями. Имам ал-Джунайд по этому поводу сказал: «Благодеяния праведников - грехопадения приближенных»[1]. Или же эти поступки были совершены пророками до начала пророчества.

 

4 - Образованность, проницательность и совершенство разума.

 

Все это является условиями пророчества, ведь душевно больной, ограниченный, непроницательный человек не может исполнять обязанности пророка. Законы Аллаха таковы, что обязанности налагаются только на тех, кто обладает здравым рассудком.

 

Абсурдным и невозможным в отношении пророков может быть противоположное тем четырем атрибутам, которые мы перечислили выше, поскольку это является недостатками.

 

Допустимо же в отношении пророков все то, что допустимо в отношении простых людей. Они едят, пьют, заключают браки, торгуют, продают, болеют и т.д.

 

 

[1] Например, об Адаме (а.с.) в Коране сказано: «Так Адам ослушался своего Господа и сошел с правильного пути» (20:121). В данном случае под грехом имеется в виду ослушание вообще. Ведь Аллах запретил Адаму (а.с.) и его жене употреблять запретные плоды не по причине их запретности «тахрим», а ради их блага. Тем более, что это произошло до начала пророчества. Видимо, Аллах подобным образом желал обучить человеческий род тому, как совершать покаяние. Именно в этом отличие человека от сатаны, который отказался поклониться человеку и проявил упорство во грехе. Это показательный случай, и мы обязаны сделать выбор: чей поступок является примером для нас?

 

Точно так же, обращаясь к Мухаммаду (с.а.с.), Аллах говорит: «Посему проси прощения грехам твоим» (47:19), «Дабы Аллах простил тебе грехи, которые случились прежде и которые будут впоследствии» (48:2). По всей видимости в данном аяте речь идет об оставлении пророком (с.а.с.) более предпочтительных деяний, поскольку оставление предпочтительного пророками является греховным для них.

 

Убийство Мусой (а.с.) копта (египтянина) объясняется как поступок, совершенный до пророчества, или же убийство врага (против которого сражались сыны Израиля и который пытался убить его. - п.п.). Также этот поступок можно объяснить убийством по ошибке, поскольку это убийство было непреднамеренным, ведь Муса (а.с.) лишь ткнул его рукой и тот умер.

 

Что касается поступка братьев Йусуфа (а.с.), то большинство ученых считают, что они не были пророками.

 

История о том, как пророк Дауд (а.с.) сватался к жене своего советника и о том как якобы пророк Дауд (а.с.) отправил его на войну, чтобы тот погиб и его жена стала свободной, то эта история является иудейской байкой. По поводу двух ответчиков, которые тайно проникли к нему, чтобы он рассудил между тем, у кого девяносто девять овец, и тем, у кого всего лишь одна овца, то они проникли к нему, чтобы убить. Иудеи покушались на многих своих пророков, точно такое же покушение замышлялось и в этом случае. Именно поэтому они вошли не через дверь, а перелезли через стену святилища, когда же Дауд (а.с.) обнаружил их, то они, чтобы избежать наказания, привели упомянутую причину.

 

Яндекс.Метрика