Акыда. Ан-Насафия- Допрос (ас-суал), Акыда. Ан-Насафия - Пруд (ал-Хауд),Акыда. Ан-Насафия - Сырат (ас-Сират)

Акыда. Ан-Насафия- Допрос (ас-суал)

 

Под допросом имеется в виду расчет человека во время собрания (ал-махшар). Этот факт подтверждается доводами Корана, сунны и единогласного мнения ученых. 

 

Коран ясно говорит об этом событии, и исключением будут только те, кого Аллах пожелает освободить от допроса. Аллах по этому поводу сказал: «Расчет будет легким» (84:8); «Ведь к Нам они вернутся, и Мы же предъявим им счет» (88:25 - 26); «Откроете ли вы то, что в ваших душах, или утаите, Аллах предъявит вам счет за это» (2:284); «Воистину, тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (38:26) и т.д.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия- Допрос (ас-суал), Акыда. Ан-Насафия - Пруд (ал-Хауд),Акыда. Ан-Насафия - Сырат...

Акыда. Ан-Насафия - Книги (ал-Кутуб)

Акыда. Ан-Насафия - Книги (ал-Кутуб)

Под книгами имеются в виду свитки, в которых ангелы записали праведные и греховные деяния, совершенные человеком при жизни. Каждому человеку вручат книгу его деяний и он лично будет читать, поскольку в Судный день все будут грамотными. 

 Верующим книги деяний будут даны в правую руку, поскольку их книги полны праведных деяний, которые являются уделом правой руки. Неверным книги деяний будут даны в левую руки и из-за спины. Их книги полны мерзких деяний, которые являются уделом левой руки, а кроме того, неверные не заслуживают того, чтобы книги деяний им были даны спереди.

 Приведем доказательства на вышесказанное. Аллах в Коране по этому поводу сказал: «Каждому человеку Мы надели на шею список судьбы и в День воскресения представим его ему в виде развернутого свитка [и скажем]: "Читай свой свиток! Сегодня ты сам разберешься: достаточно пересчитать [свои деяния на земле]"» (17:13 - 14); «С тем, кому книга его [деяний] будет вручена в правую руку, расчет будет легким, и он, ликуя, вернется к своей семье.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Книги (ал-Кутуб)

Акыда. Ан-Насафия- Взвешивание (весы)

Акыда. Ан-Насафия- Взвешивание (весы)

Речь идет об определении тяжести деяний на весах.

 

 От Ибн Габбаса (р.А.а.) передается, что он сказал: «Праведные и греховные деяния будут взвешены на весах, обладающих языком и двумя чашами, на которые и будут положены деяния[1]...» Что же касается необязанных «гайр мукаллаф», то они будут оценены по познанию (Аллаха. - п.п.). Многие аяты Корана указывают на существование весов, например, Аллах сказал: «И по справедливости в тот день будут взвешены [деяния людские]: те, чья чаша весов перетянет, окажутся в выигрыше» (7:8), «Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах[2], будет благоденствовать, тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет [адская] пропасть» (101:6 - 9), «И те, у кого на весах перевесит [чаша добрых деяний], - они и будут спасены [от ада]. А те, у кого на весах [чаша добрых деяний] окажется легкой, сами навредили себе [и потому] пребудут вечно в аду» (23:102 - 103).

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия- Взвешивание (весы)

Акыда. Ан-Насафия- События Судного дня.

Акыда. Ан-Насафия- События Судного дня.

  Воскрешение (души после смерти на том свете) есть истина, и взвешивание (деяний на весах в Судный день) есть истина, и книга (деяний) есть истина, и допрос (в Судный день) есть истина, и пруд (Пророка в Судный день) есть истина, и сират (мост, протянутый над адом к раю) есть истина. Рай есть истина, и (адский) огонь есть истина. Они (рай и ад) существуют уже сегодня, будут вечными. Не исчезнут они и не исчезнет его (рая) наслаждение.

Значение терминов

«البعث» - воскрешение - это оживление созданий в Судный день, когда будут собраны их части и возвращены души.

«حق» - истина - то, что действительно произойдет.

«الوزن» - взвешивание - взвешивание праведных и греховных деяний.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия- События Судного дня.

Акыда. Ан-Насафия Третий раздел. О событиях Судного дня - Могила и допрос.

Акыда. Ан-Насафия Третий раздел. О событиях Судного дня - Могила и допрос.

Наказание в могиле неверующих и некоторых верующих ослушников, оказание милости людям послушания в могиле, допрос [в могиле ангелами] Мункаром и Накиром достоверны по доказательству преданий.

 

Значение терминов

«عذاب القبر» - наказание в могиле - имеется в виду не только яма, в которой лежит покойный, а любое место, где оказывается тело покойного после смерти, это может быть и воздух, и моря, и чрево хищника, и т.д.

«و لبعض عصاة المؤمنين» - некоторых верующих ослушников - в отличие от неверных в данном случае сказано «некоторых», потому что часть мусульман-ослушников Аллах не пожелает наказывать.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия Третий раздел. О событиях Судного дня - Могила и допрос.

Акыда. Ан-Насафия - Совершение наиболее пригодного для человека.

Акыда. Ан-Насафия - Совершение наиболее пригодного для человека.

То, что более пригодно для раба божьего, не является обязательным для Аллаха Всевышнего.

Краткое толкование

Последователи истины считают, что для Аллаха ничто не обязательно, поскольку «обязанность» является (юридической) нормой, которая устанавливается только на основе закона. Аллах же свободен от всех законов и юридических норм, поскольку над Ним нет властителя, следовательно, для него ничто не обязательно. Если бы для него что-либо было обязательным, то при оставлении этого Он заслуживал бы порицания, что свидетельствовало бы в пользу недостатка божественной сущности, дополняемого деянием, а это абсурдно.

Му‘тазилиты же высказались в пользу того, что Аллах обязан быть милостивым, награждать людей за подчинение и наказывать за грехи, до покаяния. Кроме этого, по их мнению, Он обязан вершить для Своих рабов лучшее (более пригодное) при жизни, и не должен делать то, что разум считает противным.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Совершение наиболее пригодного для человека.

Акыда. Ан-Насафия- Верный путь и заблуждение.

Акыда. Ан-Насафия- Верный путь и заблуждение.

Аллах Всевышний сбивает (с правильного пути), кого пожелает, и ведёт (по правильному пути), кого пожелает. 

 

Значение терминов

«يضل» - сбивает - создает заблуждение.

«يهدي» - ведет (по правильному пути) - создает прямоту. Прямота имеет два значения:

1) разъяснение прямого пути, как сказано об этом в аяте Корана: «И ты, воистину, ведешь на прямой путь» (42:52);

2) создание прямоты и постижение истины; в Коране по этому поводу сказано: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого любишь» (28:56).

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия- Верный путь и заблуждение.

Акыда. Ан-Насафия- Является ли запрещенное пропитанием.

Акыда. Ан-Насафия- Является ли запрещенное пропитанием.

Запрещённое (харам) является [тоже] пропитанием (средством к существованию). Каждый сполна получает своё пропитание, разрешённое (халал) или запрещённое (харам). Не представляется (возможным), что какой-либо человек не съест своё пропитание или что его пропитание съест другой человек. 

Значение терминов

«الحرام» - запрещенное - то, что приобретено вопреки шариату, например, взятка, воровство, и насилие.

«رزق» - пропитание - то, что дарует Аллах живым существам, и они потребляют это.

Краткое толкование

Му‘тазилиты заявляют, что запретное не является пропитанием.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия- Является ли запрещенное пропитанием.

Акыда. Ан-Насафия - Срок, отпущенный для жизни, один.

Акыда. Ан-Насафия - Срок, отпущенный для жизни, один.

Убитый умерщвлен в свой срок. Смерть, происходящая с умирающим, есть создание Аллаха Всевышнего. У человека нет участия вместе с Аллахом в этом в виде создания и приобретения. Срок (отпущенный для жизни) - один.

Значение терминов

 

«بأجله» - в свой срок - установленная дата смерти.

Краткое толкование

Последователи истины высказались в пользу того, что смерть одна, она не приходит раньше и не запаздывает, а причина смерти в данном вопросе никакого значения не имеет.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Срок, отпущенный для жизни, один.

Акыда. Ан-Насафия - Какого-либо воздействия причины в творении нет.

Акыда. Ан-Насафия

 - Какого-либо воздействия причины в творении нет.

То, что чувствует от боли тот, кого ударили, после удара какого-то человека, или от разбитости в стекле после разбивания (его) кем-либо, и т.п. всё это создано Аллахом Всевышним. У Его рабов нет в этом участия.

 Краткое толкование

 Является ли нечто влияющее причиной действия, если это действие происходит посредством этого нечто, или же влияющим является Аллах?

 Му‘тазилиты склонились к теории порождения действия (тавлид). Они сказали: «Когда человек поворачивает ключ в замке, то человек является создателем движений руки, которые в свою очередь порождают движение ключа, которое и осуществляет открытие замка. Аллах же не принимает никакого участия в этом творении».

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Какого-либо воздействия причины в творении нет.

Акыда. Ан-Насафия - Предписанность соблюдения невозможного.

Акыда. Ан-Насафия

 - Предписанность соблюдения невозможного.

На человека не возлагается то, что он не может сделать. 

 

 

Краткое толкование

 

Ученые единогласны в том, что Аллах не возлагает на человека невозможное, например, не обязывает человека объединить противоположности или создать животных. Шариат не обязал людей совершать то, что они не в состоянии сделать, в Коране по этому поводу сказано: «He возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее» (2:286).

 

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Предписанность соблюдения невозможного.

Акыда. Ан-Насафия - Способность совершать деяния.

Акыда. Ан-Насафия

 - Способность совершать деяния.

Способность (истата‘а) есть вместе с действием, и она суть силы (возможности), посредством которых происходит действие. Этот термин применяется к здравости (благополучию) причин, орудий [действий] и органов. 

 

Правильность возложения обязанностей на человека (таклиф) основывается на этой способности. 

Краткое толкование

Му‘тазилиты высказались в пользу того, что сила, необходимая для совершения деяния, должна предшествовать возникновению деяния. Т.е. необходимое могущество должно быть в наличии до деяния, в противном случае обязанность была бы наложена на немощного, а это неверно. Тот, на кого наложена обязанность исполнять молитву, должен обладать соответствующей силой во время предписания данной обязанности, ведь наложение обязанности предшествует действию.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Способность совершать деяния.

Акыда. Ан-Насафия - Праведные и греховные деяния.

Акыда. Ан-Насафия

 - Праведные и греховные деяния.

Его рабам принадлежат добровольные (ихтийариййа) действия [т.е. свобода выбора в них], за которые они вознаграждаются и наказываются. Хорошие из них происходят с довольством Аллаха Всевышнего, а скверные из них - не с довольством Всевышнего.

Краткое толкование

 

Мы установили, что деяния людей являются добровольными, они созданы Аллахом, но избраны и приобретены человеком. Кроме того, деяния являются объектом наложения обязанностей, именно поэтому человек получает либо награду, либо наказание. О добровольности человеческих деяний в Коране сказано: «Кто хочет, пусть верует, а кто [не] хочет, пусть не верует» (18:29). Что же касается воздаяния за деяния, то в Коране сказано: «Воздаяние за то, что они вершили» (32:17). Аллах же доволен праведными деяниями людей, которые соответствуют Его повелениям, и гневается на дурные деяния, которые Он запретил им.

Акыда. Ан-Насафия - Действия людей между принуждением и выбором.

Акыда. Ан-Насафия

 - Действия людей между принуждением и выбором.

Аллах Всевышний есть творец действий Своих рабов, связанных с неверием, верой, подчинением и ослушанием. Все они происходят по Его воле, желанию, решению (хукм), установлению (кадиййа) и предопределению (такдир). 

Значение терминов

 

«قضيته» - установление - Его предустановление.

 

«تقديره» - предопределение - т.е. определение границ, пределов, уделов, количества созданий.

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Действия людей между принуждением и выбором.

Акыда. Ан-Насафия - Вопрос о создании.

Акыда. Ан-Насафия

 - Вопрос о создании.

Создание (таквин) есть извечный атрибут Аллаха Всевышнего. Оно есть сотворение Им мира и всякой части из его частей во времени его бытия. Но он (мир) не является создаваемым [вечно] (ал-мукавван) по нашему мнению.

 

Воля (Его) - извечный атрибут, осуществляемый Им Самим Всевышним (присущий его сущности).

Значение терминов

 «التكوين» - создание - вывод небытийного из небытия в бытие. И под ним понимают действие (фи‘л), сотворение (тахлик), созидание (иджад), произведение (ихдас) и изобретение (ихтира‘).

Подробнее: Акыда. Ан-Насафия - Вопрос о создании.

 

Яндекс.Метрика