Биография шейха Сайфулла-Къади Башларова (к.с.)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Биография шейха Сайфулла-Къади Башларова (к.с.)

 

Распространение Ислама на территории Дагестана началось еще в VII веке, во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. На протяжении столетий Дагестан был важной частью великой мусульманской цивилизации и всегда отличался высоким уровнем образования, науки и культуры. Отсюда Ислам распространялся и на другие территории России.

 

Ислам в Дагестане, всегда был сопряжен с суфизмом (тасаввуфом или тарикатом).

Суфизм — дело благочестивых людей, целиком посвятивших себя служению Аллаху. Понятия «суфизм» и «ислам» не существовали обособленно друг от друга.

 

Мухаммад Саид Рамазан аль-Бути, один из выдающихся и общепризнанных ученых-богословов современности, пишет: «Тасаввуф является сердцем Ислама, жемчугом, спрятанным в сердце мусульманина. Если не будет тасаввуфа, то Ислам превратится в традиции, обычаи. Тасаввуф в своей сути был и в прошлом (т. е. во времена Пророка (мир ему и благословение) и сподвижников), название же появилось позже».

Крупнейший мусульманский ученый и имам Ибн Хаджар аль-Хайтами пишет: «Наука ихсана (искренности в поклонении, т. е. третья составная часть мусульманской религии) — это наука суфизма». Фактически, путь суфизма является тем, что приводит верующего человека к искренности, к скрупулезному соблюдению Сунны Пророка (мир ему и благословение).

Каждый, вступивший на путь суфизма, должен быть убежден в том, что ему необходим истинный живой наставник, который знает все тонкости в этом важном деле. Под руководство такого шейха он должен стремиться. Без такого воспитателя крайне трудно достичь состояния искренности (ихсана) в поклонении. Всевышний Аллах даже для пророков, включая и Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) предусмотрел наставников. Так наставником Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) был архангел Джибрил (мир ему), чтобы это было примером для нас.

Религия учит человека, все время помнить о Всевышнем Аллахе. И путь, который приводит к этому, есть суфийский путь.

Тарикат — это суть и основа Ислама, это особый путь, которого придерживается стремящийся к познанию Аллаха.

Фактически на суфизме основывается само возникновение и начало Ислама.

Чтобы получить правильное представление о суфизме, следует ознакомиться с истинной суфийской литературой, ведь она ничто иное, как комментарии, которые служат для правильного понимания того, чему учит Коран и хадисы Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), в которых изложен истинный путь поклонения Всевышнему.

Для получения более полного представления о тасаввуфе следует обратиться к трудам таких шейхов, как Мухаммад аль-Яраги, Шуайб-афанди аль-Багини, Сайфулла-кади, Хасан-афанди аль-Хильми, Саид-афанди аль-Чиркави и других, в которых аккумулировались все знания суфизма, особенно о тарикате Накшбандийя, Шазилийя и Кадирийя.

Сайфулла-кади оставил значительное наследие в области суфизма и медицины.Наиболее известными его сочинениями по суфизму являются следующие: «Канз аль-ма’ариф фи асрар ал-лата’иф»; «Мавафик ас-садат фи хавз ал-мурадат ахль ас-саадат»; «Мактубат Халид Сайфуллах ила фукара’ ахль Аллах». Что касается его произведения «Канз ал-ма’ариф», то это одно из наиболее крупных сочинений по суфизму, принадлежащих перу дагестанских авторов XIX—XX вв. Это сочинение объемом 378 листов состоит из семидесяти трех глав, в которых подробно раскрываются вопросы тариката.

Что касается его другого сочинения «Мактубат», то оно до последнего времени находилось в рукописном варианте, и было известно только узкому кругу суфиев. А в 1998 году было издано в Дамаске, в издательстве «Дар ан-Ну’ман лиль-’улюм» под редакцией ‘Абд ал-Джалила ‘Ата ал-Бакри. Сочинение состоит из восьмидесяти семи писем Сайфуллы-кади, в которых подробно освещены многие аспекты ритуальной практики Накшбандийского и Шазилийского тарикатов, а также ответы Сайфуллы-кади на вопросы своих мюридов, в основном Хасана Кахибского. В этих письмах очень много наставлений и завещаний, имеющих большую пользу, особенно для мюридов.

Одним из его произведений, сохранившихся до сегодняшных дней является рукопись «Да’ират аль-ма’ариф ат-тиббиййа», по медицине.

Данное сочинение представляет собой практическое руководство для врача и посвящено описанию методов лечения различных болезней человека и животных. В книге приведены наименования лекарственных средств и инструкции для лечения этими препаратами, а также технология их приготовления. В ней даются рецепты на немецком, арабском, русском и некоторых дагестанских языках.

До нас дошло больше десяти произведений и его преемника Хасана-афанди, среди которых следующие: «Тальхис аль-ма’ариф фи таргиб Мухаммад ‘Ариф»; «Аль-Бурудж аль-мушайяда бин-нусус аль-муайяда», составленная автором в виде ответов на вопросы; «Танбих ас-саликин ила гурури аль-муташаййихин»; «Сирадж ас-са’адат фи сират ас-садат», представляющая собой сборник жизнеописаний праведных шейхов; «Мактубат»; «Ас-Сифру аль-асна фи ар-рабитат аль-хусна»; «Ад-Дуррат аль-байдаъ»; «Хуласат аль-адаб»; «Сайр ас-сулук иля малик аль-мулюк».

Сайфулла Кади и Хасан аль-Хильми посвятил себя служению религии, защите и сохранению ее ценностей. и завершили свой жизненный путь религиозным и гражданским подвигом.

Они сыграли исключительно важную роль в духовной и общественно-политической жизни российского и особенно дагестанского народа. К сожалению, имена этих выдающихся духовных деятелей и миротворцев мало известны широкой массе общественности и их творческое наследие не изучено полностью. В памяти народа они остались замечательными учеными, поборниками братства всей мусульманской общины (уммы) и социальной справедливости

Да одарит нас Всевышний Аллах их благодатью. Аминь!

Сайфуллаh Къади

Сайфуллаh Къади (къ.с.)

 

Краткая биография Сайфуллы-кади Башларова

(Из арабской рукописи неизвестного автора и рассказа его внука Сайфулы Башларова)

Сайфулла-кади Башларов — сын Хусейна, сына Хаджи Мусы, сына Муджахида из селения Ницавкра, являлся потомком Хусейна — внука Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Родился он приблизительно в 1850 году (1267 год по хиджре) и покинул бренный мир в 1919 году (1338) в Темир-Хан Шуре (ныне Буйнакск), похоронен в селении Верхнее Казанище. Да возвысит Аллах его степень и осветит Своим светом (нуром) его могилу. Аминь!

Он был крупным ученым, истинным шейхом Накшбандийского, Шазалийского и Кадирийского тарикатов (суфийских путей), достигшим степени духовного совершенства, познавшим Всевышнего Аллаха, истинным кутбу (старшим среди наставников своего времени), обладателем явных и сокровенных знаний. Сайфулла-кади был обладателем божественных знаний (‘ильм раббани) и обновителем (муджаддидом) религии.

Отец Сайфуллы-кади Хусейн и пять братьев отца — Газа, Абдуллах, Исалав, Алихаджи и Убайд, успешно завершили учебу в медресе, и стали хорошими алимами. Вместе с этим Хусейн владел ювелирном мастерством. Его брат Газа был главой сотников селения Ницавкра со стороны русских. А его дядя Абдуллах стал искусным врачом, и ушел с семьей к имаму Шамилю, работал у него и оставался рядом с ним до конца жизни. А остальные братья: Исалав, Алихаджи и Убайд — были ювелирами и оружейниками. Его мать Бахтун была праведной женщиной и кроме своего родного кази-кумухского языка знала аварский и понимала арабский языки. Она также происходила из одного видного тухумов селения Ницавкр.. Сайфулла с детства был религиозным, способным мальчиком, и поэтому его еще в детстве прозвали Кади (судья), а в последующем он стал известен как Сайфулла-кади. В детские годы он обучался в домашних условиях. Окончил ницавкринский примечетский мактаб (среднее духовное учебное заведение). Знал два языка — лакский и аварский.

В 1861 году (по другим данным в 1859 году) он поехал вместе с отцом в Астрахань. Там поступил на учебу в татарское исламское медресе и через три года завершил учебу. После этого он окончил русскую 5-летнюю школу. Через друга отца он ознакомился с народной медициной и освоил некоторые методы лечения травами. Обретению этих знаний ему помогло воспитание, которое он получил дома и в медресе. В 1867 году Сайфулла-Кади вернулся в Дагестан и продолжил учебу в Арчибском медресе, где его учителем стал шейх Мамма-Дибир Арчибский. В это время завязалась дружба между Сайфуллой-кади и Шуайбом-афанди из селения Багини. В годы учебы в указанном селении он выучил местный диалект (арчибский) аварского языка, а также азербайджанский язык.

В 1869 году Сайфулла-кади отправился к известному в Дагестане ученому-богослову Хасану из селения Кудали (Хасан Кудалинский Младший). Там он усовершенствовал свои религиозные знания при Кудалинском медресе. В это время он познакомился с Хасаном Кахибским, и они стали друзьями.

В Кудали он изучал не только языки, но и философию, математику и этику. В то время Сайфулла-кади знал около 10 языков, в том числе — арабский, аварский, лакский, персидский, турецкий, русский, кумыкский, татарский, казахский, башкирский. Это и создало для него удобства в получении знаний по всем отраслям наук, основанных на традициях и постигаемых умозрительным путем. С детства он проявлял интерес и способности к медицине. Помощницей в этом была его мать, которая владела приемами лечения с помощью трав. Позднее, будучи уже преподавателем в медресе Кудали, он одновременно изучал медицину и географию. Это был очень целеустремленный человек.

В 1871 году Сайфулла-кади поехал в Согратль. В 1875 году, после завершения учебы, по приглашению шейха Ильяса Хаджи Цудахарского в течение 4-х месяцев он работал лекарем и костоправом в селении Цудахар. К этому времени он научился сносно говорить на даргинском языке. Но через четыре месяца он вернулся на свою родину и ему порекомендовали работать писарем в частях русской армии, дислоцированных в то время в Кази-Кумухе. В эти годы он также встретился с Али-Хаджи Акушинским.

Как известно, в 1877 году в Дагестане происходило восстание. Сайфулла-кади не был сторонником восставших и был недоволен этой акцией, хотя стал и невольным его участником. По ложному подозрению в организации этого восстания его отправили в ссылку в Саратовскую Губернию. Некоторые его друзья из Астрахани добились для Сайфуллы-кади права вольного хождения и разрешения работать. Там он познакомился с немецкими врачами и стал работать в Саратовском медицинском центре немецких врачей, одновременно окончил медицинское учебное заведение, где готовили младший медперсонал. В 1886 году медицинский центр немецких врачей вручил ему удостоверение, подтверждающее его профессиональную врачебную подготовленность и предоставлявшее ему право работать в качестве врача.

Сайфулла-кади несколько раз побывал в Германии, создавал медицинские труды на немецком и арабском языках. В это время он одновременно работал над совершенствованием суфийских знаний.

После возвращения из ссылки в 1891 году он стал работать во Владикавказе, а позднее переехал в город Ростов на Дону, где работал врачом железно-дорожной больницы. В это же время Сайфулла-кади совершенствует свои знания по русскому языку и овладевает украинским языком и знакомится с крупным татарским просветителем, главой г. Бахчисарая, Исмаилом Гаспаралье (Гаспаринским), который в течение пяти лет работал редактором газеты «Тарджимен». На это время приходится их совместные попытки строительства медресе в Абхазии с целью расширить исламское образование в народе. Здесь же происходит знакомство с религиозными деятелями Северного Кавказа. Близость осетинского и персидского языков и общение с пациентами дало возможность овладеть осетинским языком, а также он свободно общался на карачаевском и балкарском языках. Снимая квартиру в доме ингушей, научился неплохо говорить и на ингушском языке, и свои мысли мог излагать на чеченском языке.

saidafandi.ru

 

Яндекс.Метрика