Биография Имама Шафии

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Студент Дагестанского теологического института имани Саида Афанди (к.с) Садиков Муххаммадариф

 

Абу Абдуллагь Мухаммад бин Идрис бин Аббас бин Усман бин Шафиа бин Саиб  бин Убайд бин Абд язид бин Хишам бин Мутталиб бин Абдуманаф, (прапрадедушка Пророка (с)).       

Об отце Имама Шафии известно только то, что он был из города Табалат (Известный город, который находится по пути в Йемен).Он жил в Медине, потом переехал в Палестину город  Аскалана и умер через некоторое время после рождения сына. Он был бедным человеком.

 Имам Шафии родился в пятницу, последнего дня месяца Раджаб в 150г по хиджре в этом же году скончался и Имам Абу Ханифа, некоторые ученые даже говорят : «Имам Шафии родился в тот день, в котором умер Имам Абу Ханифа.»  Ибн Батиш сказал: » Большинство преданий указывает на то, что Имам Шафии родился в селении Газза (известная в наши дни под названием Сектор газа), затем переехал в город Аскалан, затем в Мекку.

 

А Ибн Хаджар пишет в книге «Тавали Ат-Та’сис»,  что Имам Шафии родился в селе Газза города Аскалана и когда ему исполнилось два года, его мать переехала с ним  в Мекку.

 

Мать Имама Шафии, была умной женщиной. (Однажды, находясь в Мекке, мать Имама Шафии с другой женщиной и с одним человеком пришла для свидетельтствования  и тогда тот кадий, который принимал свидетельствование, оставив мать Имама  Шафии, другую женщину отправил обратно, тогда мать Имама прочла кадию 282 аят из суры Бакара сказав, что женщин должно быть две, тогда этот кадий отошел от своего слова и позвал ту женщину обратно).Она захотела повести своего сына к учителю, чтоб тот обучил его читать и писать, как обычно это принято у людей, но у нее не было денег дать учителю за обучение своего сына.

 Об этом Имам Шафии говорил: » Я был сиротой под опекой матери, и у нее не было денег дать за мое обучение. А учитель же согласился обучать меня бесплатно с условием, что я стану его преемником». Также Имам Шафии говорил: «Видя как я быстро запоминаю прочитанный урок учителем, он сказал: «Мне недозволенно, чтобы я брал с тебя денег за учебу». И таким образом, в возрасте семи лет Имам выучил Коран наизусть. Это является первым этапом приобретения знаний у Имама Шафии.

Вторая стадия заключалась в том, что Имам Шафии ходил в мечеть Аль-харам в Мекке к разным ученым и тогда тоже он был очень бедным. Денег не хватало даже на то, чтобы купить бумагу для ведения записей хадисов и других изречений, которых он слышал от ученых. Он начал собирать кости и лопатки верблюдов, чтобы писать услышанные от учителей уроки на них. Имам говорил, что у его матери был большой кувшин, который был полон костями и лопатками верблюдов, на которых были написаны хадисы. В такое время Имам выучил наизусть книгу Имама  Малика Аль-муватта, до того, пока он отправился к нему учиться. Аль-Музани передает, что Имам выучил наизусть Коран в 7 лет, а Муватта в 10 лет.

Имам Шафии в своей второй стадии учебы учил знание хадисов у Ибн-Уайната. У муфтия Мекки Муслима бин Халида аз-Занджи, который являлся учеником Ибн-Аббаса, двоюродного брата Пророка (мир и благословение ему  и его семейству). Шейх мечети Аль-Харама Муслим бин Халид аз-занджи был первым учителем Имама Шафии, который дал ему разрешение на вынесение шариатского решения, (Фетвы) когда ему было 13 лет, по другой версии ему было 15 лет. Он сказал Имаму Шафии: «Издавай Фетвы, воистину, клянусь Аллахом, настало время, чтобы ты выносил решения». Имам ан-Навави пишет, что после того, когда Имам Шафии перенял знания фикхи в Мекке у муфтия Мекки и других ученых. Он отправился в Медину учиться у имама Малика.

Также Имам Шафии находился среди племени Хузайл 17лет, по другой версии 20, обучаясь у них красноречию арабского языка.         

Имам Малик принял Имама Шафии к себе в ученики после того, как он обратился к нему посредством правителя Медины и своего учителя Муслима бин Халида Аз-Занджий.

И когда Имам Шафии сел перед Имамом Маликом для чтения хадисов Пророка, Имам Малик побеспокоился, что он не сможет читать хадисы

Пророка (т.е. книгу Имама Малика Аль-Муватта’),  но Имам Шафии был готов к этой встрече и выучил Аль-Муватта’ наизусть.

Имам Шафии говорил: » Я оставался в Медине до смерти Имама Малика.» т.е. до 179г по хиджре и к этому времени Имаму Шафии было 28 лет.

Имам Шафии во время учёбы в Медине обучался у всех мединских шейхов.

После этого Имам Шафии отправился в Емен, там распространился его авторитет, и правитель Емена, побоявшись того, что Шафии заберет его должность, начал доносить на Имама Шафии. Из-за этого его повели в Ирак в цепях, так как правитель мусульман (Харун Ар-Рашид) в то время находился в Багдаде, который являлся тогда столицей Ирака. Это было в 184 году по хиджре.

Имам Шафии учился там у ученых Ирака. Но ни один передатчик ни упомянул точную дату нахождения Имама в Ираке. Но есть предположение, что он провел там несколько лет. Также  говорится, что может быть Имам оставался в Ираке до смерти своего учителя Мухаммада бин Хасана Аш-Шибаний (он скончался в 189 г). После его смерти Имам Шафии вернулся в Мекку.

В итоге, получается, что Имам Шафии целиком и полностью обучился методике «Мадрасату Аль-Хадис», основоположником которого в Медине был Ибн-Умар, а Ираке — Ибну-Масуд. Так же  он провел в племени Хузайл 17 или 20 лет, изучая красноречие арабского языка. С этими колоссальными знаниями, вернувшись в Мекку Шафии приступает к иджтихаду мутлак (т.е. к самостоятельному извлечению решений из священного Корана и хадисов).

Будучи в Мекке к Имаму Шафии пришло письмо от Абдурахмана бин Махди, который был еще молодым (после он стал великим учёным), чтобы он написал ему книгу, в которой написаны смыслы Корана, принимаемые в качестве довода хадисы, доказательство того, что иджма’ является доводом, а также разъяснение об  насихе (отменяющие решение) и мансухе (отмененные) из Корана и хадисов.

Эти письма, на которые ответил Имам Шафии Абдурахману бин Махди, их собрали воедино и это является первой книгой в области науки «Усул аль-фикхи».

В 195 году Имам Шафии второй раз отправился в Ирак и начал давать уроки в мечети Аль-Гарбий. Там у Имама Шафии было очень много больших учеников, такие как Ахмад ибн Ханбал, основатель ханбалитского мазхаба, Ибрахим бин Халид, Аль-Хасан бин Мухаммад бин Ас-Сабаах, Аль-Хусейн бин Али бин Язид Аль-Карабисий и многие другие. Здесь же имам Шафии обосновывает мазхаб аль-Кадим и пишет книгу Китаб Аль-Худжа.

Обосновав мазхаб аль-Кадим и пробыв там два года, Имам Шафии вернулся в Мекку. Пробыв в Мекке 8 месяцев, Имам Шафии отправился в Ирак третий раз и это был 198 год по хиджре.

Хасан бин Мухаммад Аз-Захфираний сказал: «Имам Шафии пришел  к нам в Ирак 195г и пробыл среди нас два года и вернулся в Мекку, а затем снова вернулся к нам в 198 году. Пробыв несколько месяцев у нас, отправился в Египет».

 В Египте Шафии написал книгу «аль-Умм», изменив некоторые вопросы из своего мазхаба аль-Кадим. Так Он обосновал здесь мазхаб аль-Джадид.

Рабии’ бин Сулейман рассказывая о распорядке уроков Имама Шафии, говорил: «Во время пребывания Шафии в Египте, к нему приходили после утреннего намаза на урок, связанный с Кораном. После восхода солнца они уходили и приходили для чтения хадисов. Они уходили ближе к завершению намаза Зуха (в 9-10 часов утра, приблизительно). Потом приходили на урок арабского языка, грамматики и поэзии. Этот урок продолжался до обеденного намаза. Таким был распорядок уроков Имама Шафии в Египте».

У Имама здесь было много учеников, самыми известными из которых являются Аль-Бувайти, Аль-Музаний, Ар-Рабии’ Аль-Марадий и Мухаммад бин Абдулла бин Абд Аль-Хакам.

 

Ибн Хаджар в книге «Тавали Ат-Та’сис» приводит около 74 имён учителей Имама Шафии мы приведем несколько из них.

1. Суфян бин Уяйнат. Он являет великим мухаддисом который жил в Мекке и давал уроки в мечете Аль-Харам. Родился в Куффе, переехал жить в Мекку и скончался там же. Имам Шафии сказал: «Если бы не Имам Малик и Суфян бин Уяйнат, то исчезли бы знания на земле Хиджаза».

2. Абдулла ибн Мубарак. Он является одним из великих имамов. Ибн Уяйнат сказал: «Ибн Мубарак является ученым запада и востока и на земле, которая между ними».

3. Малик бин Анас. Он является основателем маликитского мазхаба, родился и умер в Медине.

4. Муслим бин Халид Аз-Занджий. Он является учеником Ибн Аббаса двоюродного брата Пророка (мир и благословение ему и его семейству).

5. Ваки’ бин Аль-Джарраах.

6. Аль-Фузайл бин Ияз. Известный суфийский шейх.

7. Мухаммад бин Аль-Хасан Аш-Шайбаний, Который является Одним из больших учеников имама Абу-Ханифы.

 

Ни у одного ученого не было столько учеников, как у Имама Шафии. Ибн Хаджар в книге «Тавали ат-та’сис» приводит 173 имени учеников Имама Шафии, а мы приведем нескольких из них.

1. Имам Ахмад ибн Ханбал.

2. Ахмад бин Халид Аль-Халлал Аль-Багдадий. Он же является учителем Ат-Тирмизий и Ан-Насаий.

3. Ахмад бин Саид бин Башир Аль-Хамзааний и Ал-Мисрий. Он же является учителем Абу-Давуда.

4. Ахмад бин Санаан Аль-Каттан. Он же является учителем Имама Муслима и Абу-Давуда.

5. Ахмад бин Саалих Аль-Мисрий Абу-Джаа’фар ат-Табраний. Он же является учителем Имама аль-Бухарий и Абу-Давуда.

6. Ахмад бин Саббах бин Абу-Сурайдж Ар-Разий. Он же является учителем Имама Аль-Бухарий и Абу-Давуда.

7. Ахмад бин Аль-Хаджаж Аль- Марвазий. Он является учителем Имама Муслима и Аль-Бухари.

8. Ахмад бин Абурахман бин Вахб, который является учителем Имама Муслима и Ибн-Хузаймата.

9. Исмаил бин Яхья аль-Музаний, который передал от Шафии мазхаб аль-Джадид.

10. Хармалат бин Яхья ат-Таджибий, который тоже передал от него мазхаб аль-Джадид. Он же является учителем Имама Муслима.

11. Аль-Хасан бин Мухаммад аз-Заа’фираний. Он передал от Имама Шафии мазхаб аль-Кадим. Он же является учителем имама аль-Бухарий, Абу-Давуда, ат-Тирмизий, ан-Насаий и Ибн-Маджа.

12. Хусейн бин Али аль-Карабисий, который тоже передал от Шафии мазхаб аль-Кадим.

13. Ар-Раби’ бин Сулайман Аль-Марадий, который тоже передал от иама Шафии мазхаб аль-Джадид.

14. Абд Аль-Малик бин Хишам, автор известной книги по истории Пророка с., известный, как «Сирату Ибни-Хишам».

15. Кахзам бин Абдулла бин Кахзам Аль-Асваний, передавший от Имама Шафии мазхаб аль-Джадид.

16. Мухаммад бин Абдулла бин Мухаммад, который был женат на дочери Имама Шафии — Зайнаб.

 

1. Аль-Умму.

2. Ар-Рисалат.

3. Дивану аш-Шафиий.

4. Муснаду аль-Имами аш-Шафиий.

5. Ихтилафу аль-Хадис.

6. Ахкаму аль-Кураа’н.

7. Ан-Насих ва аль-Мансух.

8. Китабу аль-Касамат.

9. Китабу аль-Джизят.

10. Китабу ахлу аль-Баги.

11. Сабиль ан-Наджат.

12. Джамма’ аль-Ильми.

13. Китаб аль-Худжа.

 

Однажды, когда Имам Шафии зашел в мечеть Имама Малика, он увидел надпись на столбе: «Кто хочет получить ценные знания, пусть берет их у Ибн Идриса (Шафии)». Имам Шафии дополнил эти слова и написал: «Иначе и быть не могло, ведь он ученик Имама Малика».

Передается от имама Шафии,что однажды  он присутствовал на собрании имама Малика, будучи в юношеском возрасте. И в это время некий человек подошел к имаму Малику и задал ему вопрос. Что поклялся дать трехкратный развод, с условием, что это Соловей  перестанет петь, и тогда имам Малик ответил ему, что он нарушил свою клятву, и тогда этот человек ушел. Тогда имам Шафии повернулся к одному из учеников имама Малика,  сказав: «Это ошибочное решение».

و كان مالك مهيب المجلس

……….Ни у кого не хватило смелости возразить ему. Тогда ученики сказали Имаму, что этот юноша( Шафии ) утверждает, что это ошибочное решение. И имам Малик спросил у Шафии, откуда он это взял. Имам Шафии ответил: » Не рассказывали ли вы нам о хадисе Пророка (мир и благословение ему  и его семейству), когда к нему пришла Фатима бинт Кайс с вопросом  что к ней сватались Абу Джахл и Муавия.   Пророк (мир и благословение ему  и его семейству) сказал ей: «Абу-Джахм не спускает палки со своих плеч (т.е. палку, к которой путешественник привязывает вещи. То есть Пророк  имеет в виду, что Абу-Джахм постоянно путешествует) имам Шафии сказал: » Пророк (мир и благословение ему  и его семейству) имел в виду большинство случаев». И тогда имам Малик узнал степень имама Шафии. Далее Имам Шафии рассказывает, что когда он захотел покинуть Медину,  пришел к имаму, Малику и попрощался с ним. Тогда  Имам Малик сказал: » Побойся Аллагьа. о юноша, и не дай погаснуть этому свету (нур), который тебе дал Аллагь греховными поступками.

 Аль-Харис бин Сурайдж сказал: «Однажды Имам Шафии отдал красильщику ткани в Мекке дорогую багдадскую одежду. После этого в магазине красильщика произошел пожар и эта одежда сгорела. Тогда красильщик в месте с людьми пришел к Имаму Шафии попросить у него отсрочку, сказав, что он возместит ущерб. Имам Шафии ему сказал: «У учёных разногласия по поводу возмещения красильщиком ущерба, и я тоже не склонен ко мнению о том, что красильщик должен возмещать это. Поэтому я с тебя ничего не возьму».

Бувайтий говорил: «Я повидал многих людей. Клянусь Аллахом, я не видел человека, подобного Имаму Шафии и даже близкого к его уровню. Среди всех набожных людей, которых я встречал, клянусь Аллахом, он был самым набожным из них».

 

 Ибн Ар-Рабиа’ говорил: «Имам Шафии каждую ночь из своей жизни бодрствовал до своей смерти».

Ал-Карабисий говорил: «Я провёл в месте с Имамом Шафии восемьдесят ночей. Одну треть ночи он совершал намазы, читая в каждом ракаате пятьдесят аятов. Каждый раз, когда он читал аят, где упоминается о милости, он просил Аллаха о милости к нему и ко всем мусульманам, также каждый раз, когда он читал аят, где упоминается о наказаниях Аллаха, он просил спасения от наказания себе и всем мусульманам».

От Рабиа передается: «Имам Шафии разделял ночь на три части, одну часть он проводил, изучая знания, другую совершая намазы и третью половину он уделял сну».

Рабиа’ говорил: «Имам Шафии каждый месяц тридцать раз завершал чтение Корана, а в месяц Рамазан шестьдесят раз, не считая того, что он читал в намазе».

Имам Шафии читал много салавата на Пророка (мир и благословение ему  и его семейству) и он говорил: «Мольба к Аллаху не бывает полноценной без салавата к Пророку (мир и благословение ему  и его семейству)».

 

 Рабиа’ бин Сулайман сказал: «Мы зашли к Имаму Шафии, когда он находился при смерти. Со мной были Аль-Бувайтий, Аль-Музаний и Мухаммад бин Абдулла бин Абд Аль-Хакам. Посмотрев на нас немного, Имам Шафии сказал нам: «Ты о Абу Якуб (Аль-Бувайтий) умрешь будучи в цепях, а ты о Аль-Музаний будешь лучшим источником Кыяса (Кыяс قِيَاسٌ араб. — сравнение по аналогии, один из доводов мусульманского права)». Далее Шафии продолжил: «А ты, о Мухаммад, вернешься к мазхабу своего отца (маликитский), а ты о Рабиа’ будешь мне самым полезным в распространении моих книг. О Абу Якуб (Аль-Бувайтий) вставай, возьмись за мое дело и проведи уроки вместо меня».  И Рабиа’ сказал, что все случилось, как сказал Имам.

 

 Версий о причине смерти Имама Шафии несколько. Одну из них описывает Ибн-Хаджар, он пишет: «Между Имамом Шафии и между Футяном бин Абу Самх Аль-Мисрий произошел диспут. У последнего вырвалось неосторожное выражение. Это донесли до правителя, который позвал к себе Футяна и наказал его за этот поступок. Тогда Футян возненавидел Имама Шафии. Однажды, когда Он встретил Имама Шафии ночью, он ударил его железным ключом и рассёк ему голову. Эта травма и стала причиной болезни и смерти  имама Шафии.

 Раби’ бин Сулайман сказал: «Имам Шафии скончался в пятничную  ночь после ночного намаза в последний день месяца Раджаб 204 году по хиджре.

Эта дата кончины является наиболее известной у многих передатчиков.

Имам Навави пишет в книге «Тахзиб Аль-Асмаи ва Ал-Лугаат» : «Что могила Имама Шафии находится в Египте (в Каире) и ей оказывают почет, как это соответствует его уровню.

 

Аль-Фазл бин Дакин сказал: «Мы не видели и не слышали о человеке более совершенного разумом и проницательностью, чем у Имама Шафии».

Абу Савр сказал: «Кто утверждает, что увидел подобного Мухаммаду бин Идрису в знаниях и красноречии, тот соврал».

Учитель Имама Шафии, Суфян бин Уяйнат прочитал на уроке изречения Пророка (мир и благословение ему и его семейству), которые смягчают сердца, и Имам потерял сознание. Некоторые даже подумали, что он умер, Тогда учитель сказал: «Если он умер, то он умер будучи самым лучшим из людей этого времени».

Харун бин Саид аль-Айлий сказал: «Я не видел подобного Имаму Шафии».

Абу-Зураа’т бин Махди сказал: «Когда я прочитал книгу «Рисалат» имама Шафии, она меня поразила, потому что я увидел речь разумного, красноречивого и наставляющего человека. Я много читаю ему дуа’. Я не думаю, что Аллах не создал другого подобного человека».

Абу-Зараа’т Ар-Разий сказал: «Я не знаю ни одного человека, которому должна быть так признательна мусульманская община, чем Имаму Шафии».

Имам Ахмад бин Ханбал сказал: «Нет ни одного человека, который держит в руках перо и чернила, который бы не был обязан этим имаму Шафии. Ибо если бы не было имама Шафии, мы бы не поняли изречения Пророка (мир и благословение ему и его семейству).

Также имам Ахмад сказал: «Я не видел человека более красноречивого и более понимающего науку, чем имам Шафии».

Также он говорил: «Вот уже 40 лет, я в каждом намазе делаю дуа Имаму Шафии».

Маа’мар бин Шубайб сказал: «Я слышал, как Маа’мун говорил: «Я испытал Мухаммада бин Идриса аш-Шафиий во всем, и я его нашел совершенным». 

 

1 — Джумхурату ансабу аль-араб (Ибн Хазм)

2 — Тавали Ат-Та’сис (Ибн Хаджар)

3 — Таджу Аль-Арус [Шарх аль-камуус] (Аз-Забидий)

4 — Аль-Вафии бильвафаят (Ас-Сафадий)

5 — Сафвату Ас-Сафа. (Ибн Джавзи)

6 — Тахзиб Аль-Асмаи ва Ал-Лугаат (Имам Ан-Навави)

7 — Му’джам Аль-Удаба (Якут Аль-Хамавий)

8 — Фатава Аш-Шафиията Ал-Кубра (Ибн Ас-Субкий)

9 — Мухтассару тариху димашк (Ибн Манзур)

 Иджтихад (букв. «усердствование», » большое старание» ) — деятельность исламских богословов, авторитет которых признан последователями всех богословско-правового направлений (мазхабов), в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, в обнаружении и решении вопросов-новых или не решенных предшественниками-таким образом, чтобы эти решения одновременно опирались на ислам и поддерживали его.

 Муджтахид-богослов, занятый иджтихадом и который должен обладать такими знаниями,как:знаниями Корана, на которых основаны шариатские установления,согласно их значениям в арабском языке и шариатскому пониманию; знания хадисов Порока Мухаммада (мир и благословение ему и его семейству) на которых основаны шариатские установления, согласно их значениям в арабском языке и шариатскому пониманию; знание «отменяющих» и «отмененных» аятов и хадисов; знание вопросов, связанных с иджма’ ; знание арабского языка в совершенстве и.т.д. Аль-Газали говорил, что в его эпоху нет обсолютного муджтахида (муджтахид мутлак). См.Вахбат Зухайл. Усуль фикх аль-ислами. Дамаск, 2004, стр. 1074.

 

Яндекс.Метрика