Фикх: определение понятия

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Фикх: определение понятия

Слово «фикх» по-арабски означает «понимание, проницательность, знание» и в большинстве случаев используется, когда речь идет о шариате и об основах веры. Прилагательное «факих» переводится как«знающий, понятливый», а в более узком значении – «знаток основ и установлений шариата». Глагол «факиха» означает «хорошо понять что либо», а «факуха» – «стать факихом».

 Ибн Хаджар аль-’Аскалани, да помилует его Аллах, сказал: «Факуха» говорятв том случае, когда понимание является врожденным свойством человека; «факаха» – когда человек понимает что-либо раньше других, а «факиха» – когда он понял что-либо».Мусульмане используют слово «фикх» в качестве специальноготермина в двух значениях:

 

 

1. Фикх есть познание шариатских решений, связанных с действиями и словами человека. Под установлением (ахкам – ед. ч. хукм)

 

подразумеваются любые веленияи запреты, которым Всевышний Аллах придал силу закона для людей с целью регулирования их частной и общественной жизни. Примером могут служить установления относительно молитвы, обязательного закята, взаимоотношений между людьми, семейных взаимоотношений и т. д.

 

2. Кроме того, фикхом именуются установления шариата как таковые. Сначала «фикхом» именовалось знание об установлениях шариата,

 

а потом так стали называть сами эти установления. Именно это имелосьв виду, когда человекговорил: «Я изучал фикх». Таким образом фикх определяется как совокупность практических установлений шариата.Шейх аль-Фаси, да помилует его Аллах, сказал: «Религия представляет собой совокупность установлений, имеющих силу закона, а шариат есть Коран и Сунна. Что же касается фикха, то он является наукой обо всем этом. Очевидно, с самого начала шариат понимался как путь,а фикх – как рассуждение с целью понимания, разъяснения и истолкования шариата. Следовательно, фикх не может являться чем-то отделенным от шариата или находиться вне его, ибо он существует только всилу существования шариата».

 

Таким образом, фикх и шариат представляют собой две стороныодного и того же явления, что подтверждается многочисленными указаниями Корана и Сунны. Эти указания разъясняют достоинство фикха ипоказывают, что фикх является наукой, позволяющей постичь установления шариата, связанные с выполнением определенных обязанностей,которые были возложены на нас Аллахом  через Коран и Сунну Пророка(да благословит его Аллах и приветствует) .

 

Всевышний Аллах сказал (смысл): «И не следует всем верующим выступать (в поход).Лучше, если бы выступала часть (людей)из каждой их группы, (а оставшиеся)стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)» (Коран, 9:122). Под постижением религии подразумевается понимание смысла религиозных установлений,связанныхс возложением на людей определенных обязанностей, что и являетсяисламским шариатом.Сообщается, что Муавийа б. Абу Суфяан(да будет доволен им Аллах)да будет доволен им Аллах), да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах приводит к по-ниманию религиитого, кому желает блага. Поистине, я только распределяю, а дарует Аллах. (Помните, что), пока не придет веление Аллаха(День Воскресения), тот, кто будетпротивостоять (членам) этой общины, никогда не причинит им вреда, если станут они исполнять веленияАллаха» (aль-Бухари, Муслим).

 

Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказал: «Этот хадис служит указаниемна то, что человек, не стремящийся к пониманию религии, иначе говоря, не изучающий основы Ислама и связанные с ними практические вопросы, лишен блага». Абу Я’ла приводит слабую, но верную

 

по смыслу версию хадиса, передаваемогосо слов Му’авийи(да будет доволен им Аллах)да будет доволен им Аллах), в которойсообщается, что Пророк,(да благословит его Аллах и приветствует), также сказал: «...и Аллах не позаботится отом, кто не стремится к постижению религии». Все это ясно указываетна превосходство алимов над прочими людьми и на превосходство зна-ния о религии над прочими видами знания».Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:«Я слышал,как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:«Да порадует Аллах человека, который услышит отнас что-либо и передастэто (другому именно) так, как он это услышал,ведь может статься, что тот, кому передадут (что-либо), усвоит (это) лучше слышавшего (сказанное непосредственно)». (Этот хадис приводитат-Тирмизи, который сказал: «Хороши йдостоверный хадис».)

 

Сообщается, что во время прощального паломничества Пророк(да благословит его Аллах и приветствует), сказал: «Присутствующий да известит об этом отсутствующего, ведьможет получиться так, что тот, кому передадут (мои слова), усвоит ихлучше того, кто слышал их (собственными ушами)» (аль-Бухари).Передают со слов Абу Мусы аль-Аш’ари, (да будет доволен им Аллах)да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Поистине, руководство и знание, с которыми Аллах послалменя (к людям), подобны выпавшему наземлю дождю. Часть этой земли была плодородной, она впитала в себяводу, и на ней выросло много разных растений и травы. (Другая часть)ее была плотной, она задержала (на себе) воду, и Аллах обратил ее напользу людям, которые стали употреблять эту воду для питья, поить ею скот и использовать ее для орошения. (Дождь) выпал также и на другуючасть земли, представлявшую собой равнину, которая не задержала воду и на которой ничего не выросло. (Эти части земли) подобны тем людям,которые постигли религию Аллаха, получили пользу от того, с чем послал меня Аллах, сами приобрели знание и передали его (другим), а также тем, кто не обратился к этому сам и не принял руководства  Аллаха, скоторым я был (направлен)к людям» (аль-Бухари, Муслим).

 

Аль-Куртуби, да помилует его Аллах, сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сравнилрелигию,которую он принес, с дождем, пролившимся на всех тогда, когда люди нуждались в нем. Таково было положение людей до начала его пророческой миссии, но религиозные науки оживляют мертвое сердце подобно тому, как дождь оживляет мертвую землю. Далее он сравнилтех, кто его слушает, с разнымивидами земли, на которую падает дождь.

 

Кто-то из них знает, действуети передает знание другим. Такой человек подобен доброй земле, которая не только впитала воду и получилапользу сама, но и дала жизнь растениям, что принесло пользу другим.

 

Другой собирает знание, не используя его или не стремясь понять то,что он собрал, но передает знание другим. Этот человек подобен земле,на которой собирается вода, используемая людьми, и о таких Пророк(да благословит его Аллах и приветствует)сказал: «Да порадует Аллах человека, который услышал мои слова ипередал это (другому именно) так, как услышал». Третьи же слушаютто, чему их учат, но не запоминают и не применяют это и не передаютзнание другим».

 

Материал взят из книги Шафиитский Фикх http://www.islamdag.ru/book/6288

 

Яндекс.Метрика