Намерение – условие поклонения

В изучаемом хадисе содержится указание на то, что намерение является условием в малом омовении (вуду), ритуальном купании (гусль), очищении чистой землей с пылью (таяммум), молитве (салят), обязательном налоге с имущества (закят), посте (савм), пребывании в мечети (и’тикаф), хадже и в других поклонениях1.

Наш Имам Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, сказал: «Данный хадис входит в семьдесят глав книг по исламскому праву»2. Также Имам Аш-Шафии сказал: «В этот хадис входит треть знания»3. Имам Абу Абдуллах Ахмад ибн Ханбал, да будет доволен им Аллах, подобно ему отметил: «В него входит треть знания». Также схожее по смыслу передали и другие ученые4.

Значение слов Имама Аш-Шафии, что в хадисе о намерении заключена треть знания, разъяснил Имам Аль-Хафиз Абу Бакр Аль-Байхаки, да будет доволен им Аллах, в начале своей книги «Мухтасар Ас-Сунна»: «Значение слов Аш-Шафии, да будет доволен им Аллах, «В него входит треть знания» заключается в том, что раб Аллаха может совершить что-либо лишь посредством сердца, языка или тела. Намерение, возникающее в сердце, является одним из этих инструментов, при этом являясь наиболее предпочтительным из них, так как оно само по себе поклонение, в отличие от слов и деяний, в которые может пробраться показуха (рия)»5.

По мнению ученых желательно начинать труды с рассматриваемого нами хадиса. Например, так поступил Имам Абу Абдуллах Аль-Бухари, да будет доволен им Аллах. Хадис о намерении является первым в списке его сборника «Сахих», который является самой достоверной книгой после Корана6. Передано от Имама Абу Саида Абдуррахмана ибн Махди, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Если бы я составил книгу, то её каждую главу начал бы с этого хадиса»7.

Также передано с его слов: «Кто захочет составить книгу, пусть начнет с этого хадиса»8. Передается от Имама Абу Сулаймана Хамда ибн Мухаммда ибн Ибрахима Аль-Хаттаби в его книге по разъяснению «Сахиха» Имама Аль-Бухари: «Ученые раннего периода Ислама из числа наших шейхов любили начинать каждое дело, относящееся к Религии, с хадиса «Поистине, дела оцениваются лишь по намерениям» по причине всеобщей нужды в нем, используя разные цепи передатчиков»9.

До нас также дошло от праведных предшественников (салафы), да будет доволен ими Аллах, много подобных указанному выше высказываний, свидетельствующих об их повышенном внимании к этому хадису. Аллах знает лучше.

 


1 Что же касается удаления скверны в шариатском понимании (наджас), то оно не нуждается в намерении, так как это относится к оставлению чего-либо, а оставление не нуждается в намерении (см. «Шарх аль-арбаин» ибн Дакика Аль-Ида).

2 «Аль-Джами ли ахляки-ррави ва адаби-ссами» (2/443).

3 «Ас-Сунан аль-кубра» Имама Аль-Байхаки (2/14).

4 «Шарх Сахих Муслим» (13/53), «Фатх аль-бари» (1/11).

5 «Ас-Сунан ас-сагир» (1/12).

6 «Аль-Маджму» (1/27).

7 «Аль-Маджму» и «Джамиу улюм ва аль-хикам».

8 «Ас-Сунан ас-сагир», «Аль-Азкар», «Аль-Маджму».

9 «А’ляму аль-хадис» (1/106).

 

Имам ан-Навави

بستان العارفين

САДЫ

ПОЗНАВШИХ АЛЛАХА

Даруль-Фикр

 

Яндекс.Метрика