Ханафитский взгляд на посещение могил

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ханафитский взгляд на посещение могил

                                                                                                                                                                                       

О желательных и запретных поступках на кладбище

Сегодня часто можно услышать споры о том, можно ли посещать могилы вообще кому бы то ни было, а если можно, то кому именно. А что же говорят по этому поводу учёные?

 

 Посещение могил желательно как мужчинам, так и женщинам. На то, что посещение могил является сунной, указывают хадисы пророка Мухаммада (мир ему и благословение). В хадисах, переданных имамом Муслимом, говорится: «Посещайте могилы, так как это напомнит вам о смерти», «Раньше я запрещал вам посещать могилы, сейчас же говорю вам: посещайте их и сделайте ваше посещение молитвой и прошением прощения для них». А имам Байхакы передаёт следующие хадисы: «Тому, кто каждую пятницу посещает могилы обоих родителей или одного из них, простятся грехи, и его запишут в число совершавших благое», «До меня дошло известие, что мёртвые знают о посещающих их в пятничный день, а также в четверг и в субботу».

 

При посещении желательно не топтать могилы, но если нет другого пути добраться до определённого места на кладбище, кроме как наступая на чьи-то могилы, то это дозволяется, но при этом нужно читать Коран или тасбих, или дуа за умерших, к тому же сказано, что идти по могилам желательно босыми ногами.

 

 Есть также мнение, что женщинам запрещено посещение могил. В книге «Ас-Сирадж» говорится: «Что касается женщин, то, если они захотели совершить зиярат могил и если их намерение было связано с обновлением печали, плача и сожаления, как это стало обычаем в наше время, то зиярат им не разрешается. И к этому относится хадис Пророка (мир ему и благословение): «Аллах Всевышний проклял женщин, посещающих могилы». Но если их намерение было связано с размышлением о скоротечности мирской жизни и предстоящем отчёте, с мольбой о ниспослании милости умершим и получением бараката от посещения могил благочестивых людей, не совершая при этом ничего, что противоречит Шариату, то нет в этом вреда, если они будут уже в преклонном возрасте, а девушкам посещение могил является карахатом (нежелательно), точно так же, как нежелательно их присутствие в мечети для совершения коллективного намаза».

 

 

 Коротко говоря, женщинам разрешено посещать могилы только тогда, когда есть уверенность в том, что от их прихода на кладбище сердце посторонних мужчин не попадёт в смуту, а это возможно только в том случае, если они будут одеты так, как того требует Шариат, при этом будут старыми или придут на кладбище тогда, когда там не будет посторонних мужчин, не являющихся для них махрамами (близкими родственниками, за которых нельзя выходить замуж).

 

При входе на кладбище сунной является произнесение следующего дуа: «Ассаляму алейкум дара къаумимуминиин, уаиннаа ин шаа Аллаху бикумляхикъун, ас-алуЛлахалииуалякумуль афията» («Мир вам, о жители дома верующих, и мы, если на то есть воля Аллаха, присоединимся к вам. Я прошу у Аллаха для себя и для вас прощения»). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет ни одного человека, кто бы прошёл мимо могилы своего брата-мусульманина, которого он знал при жизни, и не поприветствовал бы его словами «Ас-саляму алейкум», кроме как тот узнает его и ответит ему на его приветствие».

 

Подходить к могиле желательно со стороны лица мёртвого, то есть спиной к Кибле, и стоя приветствовать мёртвого словами «Ас-саляму алейкум». Не следует гладить могилу руками и целовать её, так как это обычай христиан.

 Желательно совершающим зиярат прочитать суру «Ясин». В хадисе, переданном Анасом, сказано, что Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Тому, кто вошёл на кладбище и прочитал суру «Ясин», в Судный день Аллах Всевышний облегчит наказание или совсем снимет его». Анас однажды спросил Пророка e: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мы раздаём садака за наших умерших, совершаем за них хадж, делаем для них дуа, доходит ли всё это до них?» – «Да, – ответил Пророк (мир ему и благословение), – оно доходит до них и они радуются этому, точно так же, как радуется каждый из вас подносу с пищей, когда его дарят вам» (Абуль Хавс Аль-Акабари). Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Тому, кто прошёл мимо кладбища и прочитал суру «Аль-Ихлас» одиннадцать раз и передал вознаграждение за прочитанное мёртвым, то ему дадут вознаграждение, равное числу похороненных на этом кладбище».

 

Исходя из этого, учёные Ахлю-сунна уаль-Джамаа считают дозволенным передачу вознаграждения за свои благие деяния мёртвым, будь это намаз, или пост, или хадж, или садака, или чтение Корана, или азкары, или что-либо другое из разновидности благих дел, и всё это доходит до мёртвого и приносит ему пользу.

 

Порицательно топтать могилы, спать и сидеть на них, кроме как для чтения Корана, потому что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Чтобы сел кто-либо из вас на горящие угли и его одежда прогорела до самой кожи – это лучше для него, чем сесть на могилу» (Муслим). Нежелательно также убирать с могил зелёную траву и деревья, потому что до тех пор, пока трава и деревья зелёные совершают тасбих, этим мёртвые успокаиваются, и благодаря зикру растений на них спускается милость Аллаха.

Автор Ильдар Сидалеев

http://www.islamdag.ru/verouchenie/9235

 

Яндекс.Метрика