Является ли суфизм заблуждением?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 


Суфизм Тасаввуф

     Является ли суфизм заблуждением?

Не является ни для кого секретом, что на сегодняшний день, когда невежество получило широкое распространение, слово «Суфий» многими используется, как указание на заблужденность человека или же для унижения кого-либо.


Можно видеть в наши времена низких людей, ценность которых не превышает даже ценности одеваемой ими одежды, пытающихся делать джарх кому-либо используя слова: «этот человек суфий», «тот был суфием» и подобное этому. Причем подобных людей даже не останавливает, то, что этот человек может быть авторитетнейшим ученым прошлого. 

Так же можно увидеть несчастных, которые употребляют слово «Суфий», как синоним слова «мушрик».

В действительности ли Суфизм, быть Суфием, Мутасаввифом является причиной для упреков и подобных обвинений?

Что сказали ученые Ислама про Науку Суфизм и как смотрели они на суфиев?


Конечно же мы не думаем этой темой защищать все мысли и убеждения, которые имеются у всех групп суфиев, потому что у нас у самих есть много претензий к ним, по поводу их некоторых мнений, которые мы считаем противоречащими Шариату. Естественно, как есть ошибочные мнения у Ахлюль Хадиса, Ахлю Рай, Муфассиров и подобных групп, так же они есть и возможны у Суфиев. Но, не смотря на эти ошибки, мы, же не отвергаем полностью Мухаддисов, Муфассиров и эти их Науки. И ведь мы же не используем эти названия Муфассир, Мухаддис, как упрек и унижение для кого-либо, не смотря на то, что среди них тоже есть люди, которые имеют ошибочные, противоречащие Шариату мнения. Весы Шариата установлены для всех групп и для каждого человека одинаково.

К большому сожалению, в наше время, как есть серьезные проблемы у требующих знания, муджахидов и других групп, так же есть серьезные проблемы и у суфиев. Во многих странах можно увидеть людей, которые относят себя к суфизму, но занимающихся всего лишь убаюкиванием своих последователей и продающих религию Аллаха за ничтожную цену. И подобные люди они и есть в действительности самые далекие люди от Тасаввуфа.

Наша цель в этой теме объяснить действительную суть Суфизма, Тасаввуфа со слов ученых этой Уммы и раскрыть их отношение к этой Науке и к ее действительным последователям.

И просим Всевышнего Аллаха в этом деле для нас тавфикъ.

 
 
Алляма Абдуль Къахир Аль Багъдади (ум. 429 х/1037 м) написавший одну из ценнейших книг в которой рассказывается о разных идеологических течениях Ислама, описывая Суфиев указал, что они являются из числа «Аль Фиркъатун Наджия», то есть из Спасшейся Группы:

في بيانِ أوصافِ الفرْقةِ الناجيةِ وتحقيقِ النَّجاةِ لها وبيانِ محاسِنها . . .

في بيانِ أصنافِ أهلِ السنةِ والجماعةِ
اعلَموا - أسْعدَكم اللهُ - أن أهلّ السنةِ والجماعةِ ثمانيةُ أصنافٍ مِن الناسِ :

. . . والصنْف السادسُ منهم الزُّهادُ الصُّوفيةُ الذين أبصروا , فأقصروا , واختَبروا , فاعتَبروا , ورَضُوا بالمقدورِ , وقنِعوا بالميْسُورِ , وعلِموا أن السمْعَ والبصَرَ والفؤادَ كلُ أولئكَ مَسئولٌ عن الخيرِ والشرِّ , ومحاسَبٌ على مَثاقيلِ الذرِّ , فأعدُّوا خيرَ الإإعدادِ ليومِ المَعادِ . وجرَى كلامُهم فى طريقِي الْعِبارةِ والإشارةِ على سمْتِ أهلِ الحديثِ دونَ مَن يَشتري لَهْوَ الحديثِ .
لا يعمَلون الخيرَ رِياءً , ولا يترُكونَه حياءً .
دينُهم التوحيدُ ونفْيُ التشبيهِ , ومذهبُهم التفويضُ إلى اللهِ تعالى , والتوكُّلُ عليه , والتسليمُ لأمرِه , والقَناعةُ بما رُزِقوا , والإعراضُ عن الاعْتراضِ عليه ذَلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَنْ يَشَاءُ وَاللَّهُ ذُو الْفَضْلِ الْعَظِيمِ


«Глава: О разъяснении качеств Спасшейся Группы, подтверждения их спасения и разъяснения их хороших качеств.

Глава: О разъяснении категорий Ахлис Сунны валь Джамаъа:

Знайте же - да осчастливить вас Аллах - что Ахлис Сунны валь Джамаъа состоит из восьми категорий людей:

1. Углубившиеся в Усулюд Дин – «Сыфатийя»...
2. Факихи из числа Ахли Рай и Ахли Хадис...
3. Мухаддисы...
4. Языковеды...
5. Чтецы Курана...

6. Шестая категория из них это Суфии захиды/аскеты, которые смотрят с проницательностью и извлекают уроки, осведомляются (о мудростях Аллаха) и извлекают пользы, удовлетворяются тем, что предопределил Аллах и довольствуются малым, знают, что слух, зрение и сердце все они будут опрошены о хорошем и плохом и будут отчитаны даже за малое, имеющее вес атома (зарра) и подготавливаются к Судному Дню самым хорошим образом. 

Ихний метод в области «ибара» и «ишара» соответствует методу Ахлюль Хадиса, а не тех которые занимаются пустословием.

Они не совершают хорошие деяния для показухи и не оставляют их из-за стеснения. 

Их религия Единобожие и отрицание уподобления Всевышнего (ташбих), а их мазхаб это:

- оставление (всех дел) на усмотрение Всевышнего Аллаха 

- упование на Него и подчинение Его повелениям

- довольство тем, что дано им на существование (удел)

- избегание от возражений к Аллаху.

«Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью». (Сура Аль-Хадид, аят 21)

7. Мурабитуны (Войска охраняющие границы)...
8. Простолюдин с правильной Акидой»


Источник: Абдуль Къахир Аль Багъдади: Аль Фаркъ Байналь Фиракъ: 273-274
Каир: Мактабату Ибни Сина
 
 
Четыре великих Имама Мазхабов, рахматуЛлахи аляйх, и Тасаввуф


По поводу отношения Имама Абу Ханифы (80-150 х/699-767 м) к суфизму высказался ученый из ханафитов Алауддин Аль Хаскафи (1025-1088 х/1616-1677 м):

وقد قالَ الأستاذُ أبو القاسمِ القُشَيْرِي في رِسالته مع صَلابتِه في مذهبِه وتقدُّمِه في هذه الطريقةِ : سمعتُ الأستاذَ أبا عليٍّ الدقَّاقَ يقول : أنا أخذتُ هذه الطريقةَ مِن أبي القاسمِ النَّصْراباذيِّ , وقال أبو القاسمِ : أنا أخذتُها مِن الشِّبْلي ، وهو أخَذها مِن السَّرِي السَّقَطِي ، وهو مِن معروفٍ الكرْخي ، وهو مِن داودَ الطائيِّ .
وهو أخَذ العلْمَ والطريقةَ مِن أبي حنيفةَ ، وكلٌ مِنهم أثْنى عليه وأقرَّ بفضْلِه


«Сказал Устаз Абуль Къасим Аль Къушайри – при его высоком положении в его мазхабе и лидирующее положение в этом тарикате – в своей рисале (Ар Рисалятуль Къушайрийя): 

Слышал, как Устаз Абу Али Ад Дакъкъакъ (он шейх Аль Къушайри) сказал: Я получил этот тарикат от Абуль Къасима Ан Насрабази

Абуль Къасим (Ан Насрабази): Я взял это от Аш Шибли, тот от Ас Сари Сакъати, а он от Маъруф Аль Кархи, он же от Дауда Ат Таи.

А Дауд Ат Таи перенял ильм и тарикъат (тасаввуф) от Абу Ханифы.

И каждый из них восхвалял его (Абу Ханифу) и признавали его достоинство».



Источник: Алауддин Аль Хаскафи: Ад Дурруль Мухтар: 14
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1423/2002



Сказал Мухаммад Амин бин Умар Абидин (1238-1307 х/1823-1889 м) написавший хашия на эту книгу по поводу этих слов:

هو فارسُ هذا الميْدان ، فإنَّ مبنى علْمِ الحقيقةِ على العلْمِ والعمَلِ وتصفيةِ النفسِ ، وقد وصَفه بذلك عامّةُ السَّلَفِ .
فقال أحمدُ بنُ حنبلٍ في حقِّه : إنه كان مِن العلْمِ والوَرَعِ والزُهْدِ وإيثارِ الآخرةِ بمحَلٍّ لا يُدرِكُه أحدٌ ، ولقد ضُرِب بالسِّياطِ ليَلِيَ القضاءَ فلمْ يفعَل.


«Абу Ханифа был всадником на этом майдане! Потому что основа ильмуль хакъикъат (тасаввуфа) это знания амаль и очищение нафса.

Таким же образом его (Абу Ханифу) описали все саляфы.

Сказал Ахмад бин Ханбаль о нем: Он был на таком уровне в области науки, богобоязненности, зухда и предпочтения ахирата, которого не достиг ни кто. Чтоб стал къадием был избит плетями, но он все равно не принял этого».


Источник: Ибн Абидин: Раддуль Мухтар аляд Дурриль Мухтар: 1/156
Дару Алямиль Кутуб: 1423/2003

 

Сказал Имам Мухаммад бин Идрис Аш Шафии (150–204 х/767–820 м) по поводу суфизма:


فقيهاً وصُوفياً فكُنْ ليسَ واحداً * فإِنِّي - وحَقِّ اللّهِ - إِياكَ أنصَحُ
فذلكَ قاسٍ , لمْ يذقْ قلْبُهُ تُقىً * وهذا جَهُولٌ , كيفَ ذو الجهْلِ يصلُح ؟


«Будь и факихом, и суфием - но не одним из них
Поистине, я наставляю тебя ради Аллаха
(Факих, но не суфий) – у него черствое сердце и оно не знает вкуса таква
(Суфий, но не факих) – он джахиль, а как же преуспеет джахиль?!»


Источник: Мухаммад бин Идрис Аш Шафии: Аль Джавхарун Нафис фи Шириль Имам Мухаммад бин Идрис: 46
Каир: Мактабату Ибн Сина

 

Продолжаем выставлять мнения ученых по поводу тасаввуфа


Шафиитский ученый, великий муфассир Фахруддин Ар Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своей книге написанной о разных группах пишет по поводу суфиев следующее:


اعْلَم أَن أَكثرَ مَن قصَّ فِرَقَ الْأمةِ لم يذكُرْ الصُّوفيَّةَ , وذلك خطأ , لأَنَّ حاصلَ قَولِ الصُّوفيَّة أنَّ الطَّريقَ الى معرفةِ الله تَعَالَى هو التصْفيةُ والتجرّدُ مِن العلائق البدنيَّة , وهذا طريقٌ حسَنٌ


«Знай, что большинство из тех, кто описывал течения исламской Уммы, не упомянул о суфиях, а это является ошибкой. 

Потому что суть мазхаба суфиев (в следующем) – «путь к познанию Всевышнего Аллаха лежит через очищение и избавление от плотских страстей» – а это благой путь».


Источник: Фахруддин Ар Рази: Иътикадат Фаркиль Муслимин валь Мушрикин: 72
Каир: Мактабатун Нахдатиль Мисрийя: 1356/1938

 

 

Ханбалитский факих Шамсуддин Ибн Муфлих (708-763 х/1308-1362 м) передает слова Аль Къаланиси, где он передает слова Имама Ахмада (164-241 х/780-855 м) о суфиях:


ونقَل إبراهيمُ بنُ عبدِ اللهِ القلانِسيُّ أنَّ أحمدَ قالَ عن الصوفيّةِ : لا أعلمُ أقوامًا أفضلَ منهم 


«Передал Ибрахим бин Абдиллах Аль Къаланиси от Ахмада, что он сказал по поводу Суфиев: 

"Я не знаю людей более достойных чем они!"».


Источник: Ибн Муфлих: Аль Фуруъ: 1319
Байтуль Афкарид Давлийя



Этот риваят также передается в других ханбалитских книгах по фикху: «Маталибу Улин Нуха» (5/253), «Кашшафуль Къина»«Гъизауль Альбаб Шарху Манзуматиль Адаб».

 

Хафиз Шамсуддин Аз Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в своей книге передал слова имама Ибн Дакъикъ Аль Ида (625-702 х/1228-1302 м):


قال شيخُنا ابنُ وَهْبٍ رحِمه اللهُ : ومِن ذلك : الاختلافُ الواقعُ بين المتصوِّفةِ وأهلِ العلمِ الظاهرِ ، فقد وَقَع بينهم تنافُرٌ أوجَبَ كلامَ بعضِهم في بعضٍ 
وهذه غَمْرَةٌ لا يَخلُصُ منها إلا العالمُ الوَافي بشواهدِ الشريعةِ .
ولا أَحْصُرُ ذلك في العلمِ بالفروعِ ، فإنَّ كثيراً مِن أحوالِ المُحِقِّينَ مِن الصوفيةِ ، لا يَفِي بتمييزِ حَقِّه مِن باطِلِه عِلمُ الفروعِ ، بل لا بُدَّ مِن معرفةِ القواعدِ الأصولية ، والتمييزِ بين الواجبِ والجائزِ ، والمستحيلِ عقلاً والمستحيلِ عادَةً 
وهو مقامٌ خَطِرٌ ، إذ القادِحُ في مُحِقِّ الصُّوفيةِ ، داخلٌ في حديثِ" مَن عادَى لي وَلِيّاً فقد بارَزَني بالمُحارَبة " . والتارِكُ لإنكارِ الباطلِ مما سَمِعَه مِن بعضِهم تاركٌ للأمرِ بالمعروفِ والنهيِ عن المنكَرِ


«Наш шейх Ибн Вахб (Ибн Дакъикъ Аль Ид), рахимахуЛлах, сказал: Из числа этой проблемы разногласия между суфиями и обладателями явных знаний. Возникла между ними ненависть и начали говорить друг против друга. Это бедствие, от которого спасется лишь учёный, постигший шариатские доводы. И не охватит этого ученый фикха, потому что во многих положениях истинных суфиев не достаточны знания фикха, чтобы отличить правильное от неправильного.

Напротив необходимо понимание основных правил/къаваидуль усуль, нужно умение различать между ваджибом/обязательным и джаизом/допустимым, невозможным умственно и невозможным по обычаю.

Это (критика суфиев) очень опасный момент, потому что тот, кто критикует истинного суфия, попадает под хадис (слова Аллаха): «Тому, кто враждует с Моим авлияъ, Я объявляю войну!» (Аль Бухари, №6502). 

А тот же, кто оставляет порицание ложного, из того, что он слышит от некоторых - тот оставляет повеление к одобряемому и запрещение порицаемого».


Источник: Шамсуддин Аз Захаби: Аль Мукъиза фи Ильми Мусталахиль Хадис: 88-90
Даруль Башаириль Исламия: 1405



Примечание: Прежде всего для тех, кто не знает, кто такой Ибн Дакъикъ Аль Ид и какого его положение среди ученых Уммы приведем слова Ибн Рифа:


ولا يختلِف اثنانِ: أنّ ابنَ عبدِ السلامِ وتلميذَه ابنَ دقيقِ العيدِ بلَغا رُتبةَ الاجتهاد 

«Не станут спорить два человека в том, что Ибн Абдис Салям и его ученик Ибн Дакъикъ Аль Ид достигли иджтихада». ( См. Тухфатуль Мухтадж: 10/109; Мактабатут Тиджарийя Аль Кубра )



А теперь о пользах, извлекаемых из слов:

1. Между суфиями и факихами время от времени возникали некоторые разногласия.
2. Чтобы анализировать положение истинных суфиев недостаточно знать фикх, а необходимо иметь серьезные знания в основах/усуль. 
3. Тем, которые критикуют истинных суфиев – а таких глупцов на сегодня множество – как указано в хадисе Всевышний Аллах объявил войну. 
4. Кто бы ни был тот, кто противоречит положениям Шариата, он должен подвергаться критике за это, и оставление критики в таком случае не дозволено. Но как мы видим и понимаем из контекста это делается только учеными, которые имеют право на подобное. 

Итог: Для джахилей обсуждать положение суфиев, критиковать их является переходом границ дозволенного. И у таких людей есть риск попасть под угрозу Всевышнего Аллаха, который объявил войну за подобное. К сожалению это в наше время стало одним из распространенных дел среди «интернетных львов», уровень знаний которых таков, что если спросить их о вопросах омовения, то не смогут отличить ваджибы омовения от его суннатов.

 

         К нам поступил вопрос по поводу этой нашей темы и каких-то претензиях выдвинутых «салаф-форумом» по поводу приведенной нами цитаты с книги Ибн Муфлиха «Аль Фуруъ». Итак, с помощью Аллаха, разберем все по порядку и ответим на их претензии вкратце.


1. Утверждает салафит: «Что касается слов имама Ахмада с похвалой о суфиях, и что он якобы не видел людей лучше них, то это ложь на него!»

Ответ: Если это ложь, то возникает вопрос, лжецом должен считаться Аль Къаланиси, который передавал хадисы от Имама Ахмада? Или Хафиз Ибнуль Ахдар? Или же Ибнуль Муфлих, который взял этот риваят в книгу не сказав, что это ложь? Ведь это же не наши слова, и не слова современных суфиев, чтобы кто-то из нас считались лжецами. И так, эти ученые солгали или же лгут салафиты? Ответ очевиден.

2. Утверждает салафит: «Вот смотри ахы, что говорит сам имам Ибн Муфлих, после того как привел упомянутые тобой слова от имени имама Ахмада: "Так передается от него это сообщение, тогда как известно от него противоположное этому!" См. "аль-Адаб аш-шар'ия" 2/435.»

Ответ: Пересмотрим весь контекст цитаты из книги «Аль Адабуш Шаръия» для ясности:


َقَالَ : لَا أَعْلَمُ عَلَى وَجْهِ الْأَرْضِ أَقْوَامًا أَفْضَلَ مِنْهُمْ قِيلَ إنَّهُمْ يَسْتَمِعُونَ وَيَتَوَاجَدُونَ قَالَ : دَعُوهُمْ يَفْرَحُونَ مَعَ اللَّهِ تَعَالَى سَاعَةً قِيلَ : فَمِنْهُمْ مَنْ يُغْشَى عَلَيْهِ وَمِنْهُمْ مَنْ يَمُوتُ فَقَالَ : {وَبَدَا لَهُمْ مِنْ اللَّهِ مَا لَمْ يَكُونُوا يَحْتَسِبُونَ }.
كَذَا رُويَ هَذِهِ الرِّوَايَةَ ، وَالْمَعْرُوفُ خِلَافُ هَذَا عَنْهُ ، وَلَعَلَّ مُرَادَهُ أَنَّهُمْ يَسْتَمِعُونَ وَيَتَوَاجَدُونَ عِنْدَ الْقُرْآنِ فَيَحْصُلُ لِبَعْضِهِمْ مَا يَحْصُلُ مِنْ الْغَشْيِ وَالْمَوْتِ كَمَا كَانَ يَحْصُلُ لِيَحْيَى بْنِ سَعِيدٍ الْقَطَّانِ ، وَعَذَرَهُ الْإِمَامُ أَحْمَدُ فَلَا يُخَالِفُهُ ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ



«Сказал (Ахмад): "Я не знаю людей на земле более достойных, чем они!". 
- Сказали ему: Они что-то слушают и попадают в состояние транса.
- Сказал (Ахмад): Оставьте их, пусть радуются вместе с Всевышним часок.
- Сказали ему: Некоторые падают в обморок, а некоторые умирают.
- Сказал (Ахмад): «Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не предполагали». (39:47)

Так был передан этот риваят. Но известное от него (Ахмада) мнение противоположное этому. 

Может быть, он имел ввиду, что они слушали Коран и попадали в транс в последствии чего некоторые падали в обморок, а некоторые умирали. Как это было с Яхья бин Саид Аль Къаттан.
И оправдывал его Ахмад и не противоречил ему».


а) Как видим слова Ахмада состоят из двух частей: Утверждения благородности суфиев и вопроса вхождения их в транс. Что же имел ввиду Ибн Муфлихпод словами: «Но известное от него (Ахмада) мнение противоположное этому»? Противоположное мнение чему? Противоположное тому мнению, что они были "самыми достойными людьми" или же противоположное тому, что здесь он оправдывал их транс и не порицал за это? 

Для ответа читаем дальше причину отвергания, которая нам укажет на момент отвергания: «Может быть, он имел ввиду, что они слушали Коран и попадали в транс в последствии чего некоторые падали в обморок, а некоторые умирали. Как это было с Яхья бин Саид Аль Къаттан. И оправдывал его Ахмад и не противоречил ему»

Здесь явно видно, что Ибн Муфлих желает сопоставить риваят со стороны причин из-за которых они впадали в транс из-за слушания Курана или чего-нибудь другого, как песни. На что указывают его слова об Яхья бин Аль Къаттане.

Из контекста очевидно то, что не согласие Ибн Муфлиха не связано с вопросом благородности суфиев. Не согласие только в причине транса. Так как тема о слушании Курана.

б) Если бы даже это не было так, то важным здесь является то, что Ибн Муфлих не стал отрицать этот риваят сказав: «как такой большой имам мог хвалит суфиев это ложь» и т.д. Он просто указал на то, что «известное от него (Ахмада) мнение противоположное этому» не отрицая достоверности предыдущего и попытался сделать сопоставление двух риваятов, тем самым подтверждая серьезность обоих. 

3. Утверждает салафит: «И все эти сообщения приписывал имаму Ахмаду в отношении суфиев некий Али ибн Хасан Турсуси. В его биографии кстати имам аз-Захаби говорил: "Он был суфием и приписывал имаму Ахмаду ложь в отношении описания положения суфиев". См. "Лисан аль-мизан" 4/220.»

Причем тут Турсуси? Речь ведь идет о словах которые передает Ибн Муфлих. Не нужно создавать впечатления для публики «длинно-научными» ответами и тем самым еще более запутывать вопрос для людей, как это обычно делают салафиты. 

4. Утверждает салафит: «Да и не может быть брат иначе, ведь сколько слов имама Ахмада передается в отношении порицания Хариса аль-Мухасаби, который был как раз таки суфиев в первом его значении, хорошем как ты упоминал. Однако имам Ахмад был очень суров в отношении него, как и имам Абу Зур'а и др.»

Если бы салафит изучал жизнь ученых, то возможно узнал бы, что причиной раздора между ними не был суфизм Мухасиби, а были его книги, в которых он использовал калям. И так же возможно узнал бы еще, что вместе с этим Имам Ахмад поддерживал связи с большими суфиями своего века, среди которых:

Бишр бин Харис, Ахмад бин Абиль Хуввари, Хатам Аль Асамм, Маъруф Аль Кархи, Сарий Ас Сакъати, Абу Хамза Ас Суфии, Абу Усман Аль Варракъ, Абу Бакр Аль Магъазили, Абу Тураб Ан Нахшаби, Абу Джафар Ат Туси, Абу Ибрахим Ас Саих, Абу Исхакъ Ан Найсабури, Муса Аль Джассас, Зуннун Аль Мисри, Закарийя Аль Харави, Фатх бин Шахраф, Вакъи Аль Джаррах.


И в конце хотели обратить внимание на важный момент, и по этому поводу в дальнейшем мы выставим, иншаАллах, более подробные разъяснения, и это то, что никто не отрицает, что у одних и тех же имамов и ученых этой Уммы были разные высказывания о суфиях. Да есть слова порицания, так же как есть и слова восхваления. Теперь, если они существуют, возникает вопрос, как же их понимать? Ведь не могли имамы этой Уммы настолько противоречиво высказываться об одном и том же. Решение этой проблемы в сопоставлении этих слов и правильном понимании, как было указано на примере цитаты отИбн Муфлиха

Ведь должно быть ясно, что если кто-то высказывается об определенной группе людей хорошо, а в другом месте о них же говорит плохо, соответственно надо смотреть относительно кого были сказаны подобные слова и что было причиной этого. Ярким примером этого являются разъяснения имама Байхакъина слова порицания суфиев Имамом Шафии, притом, что он отзывался о них очень хорошо в других местах. А отрицание же одних слов и проталкивание других, как мы видели выше на примере салафита, приводят людей к тому, что они объявляют ложью то, что ясным образом передается в книгах ученых.

                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                      http://al-fatava.com

 

Яндекс.Метрика