Ученые Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а о мавлиде

Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни о мавлиде

 

Амируль муъминин в науке хадиса, хафиз, Шейхуль Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) из шафиитов говорит:

 

 

أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة ولكنها مع ذلك قد اشتملت على محاسن وضدها فمن تحرى في عملها المحاسن وجنب ضدها كان بدعة حسنة وإلا فلا وقد ظهر لي تخريجها على أصل ثابت في الصحيحين من أن النبي صلى الله عليه وآله وسلم قدم المدينة فوجد اليهود يصومون يوم عاشورا فسألهم فقالوا هو يوم أغرق الله فيه فرعون ونجى موسى فنحن نصومه شكرا لله تعالى فيستفاد منه الشكر لله على ما من به في يوم معين من إسداء نعمة أو دفع نقمة ويعاد ذلك في نظير ذلك اليوم من كل سنة والشكر لله يحصل بأنواع العبادة كالسجود والصيام والصدقة والتلاوة وأي نعمة أعظم من النعمة ببروز هذا النبي نبي الرحمة في ذلك اليوم وعلى هذا فينبغي أن يقتصر فيه على ما يفهم الشكر لله تعالى من التلاوة والإطعام وإنشاد شيء من المدائح النبوية المحركة للقلوب إلى فعل الخير والعمل للآخرة وأما ما يتبع ذلك من السماع واللهو وغير ذلك فينبغي أن يقال: ما كان من ذلك مباحا بحيث يقتضي السرور بذلك اليوم لا بأس بإلحاقه به وما كان حراما أو مكروها فيمنع وكذا ما كان خلاف الأولى

 

«Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу салих) в трех столетиях, но вместе с этим оно заключает в себе много достоинств. Следовательно, если при его проведении остерегаться всего запретного, то следует относиться к нему как к благому новшеству. В противном же случае, мавлид порицается.

 

Я нашёл достоверную основу для проведения мавлида в двух сахихах (аль-Бухари и Муслима). Этот хадис рассказывает о том, что когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прибыл в Медину, он увидел, как иудеи постятся в 10-й день Ашуры, и спросил их, почему они это делают. Они ответили: «Это день, когда Аллах погубил (утопил) Фараона и спас Мусу, мир ему. Мы постимся, выражая благодарность нашему Создателю». Из этого извлекают пользу, выражения благодарности Аллаху за то, что с кем-то бывает в определенный день, как получение благодати или отвода беды, и это повторяется в этот день каждый год.

 

Выражение благодарности осуществляется разными видами поклонения, такими как пост, подача милостыни, земные поклоны, чтение Корана. А какое благо величественнее, чем появление этого Пророка, Пророка милости в этот день. Согласно этому нам следует ограничиться над тем, что понимается под выражением благодарности Аллаху, это как чтение Корана, угощение пищей, и чтение чего-либо прославляющее Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые склоняют сердца к совершению добра и деяний ахирата.

 

Что же касается таких проявлений как слушание, пустословие и тому подобное, то следует сказать: то, что дозволенно как проявление радости в этот день, нет ничего плохого, если это совершить, а то, что запретно или нежелательно, то от этого необходимо воздержаться. И также надо остерегаться того, в чем есть разногласие».

 

[Ас-Суюти, «аль-Хави лиль-Фатава», глава «Благие намерения в проведении мавлида»]

Сказал имам аз-Захаби (673-748 х/1274-1348 м) в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» о султане Музаффаре, который проводил мавлиды Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

 

السلطان الدين الملك المعظم مظفر الدين أبو سعيد كوكبري بن علي بن بكتكين بن محمد التركماني صاحب إربل وابن صاحبها وممصرها الملك زين الدين علي كوجك... وكان محبا للصدقة ، له كل يوم قناطير خبز يفرقها ، ويكسو في العام خلقا ويعطيهم دينارا ودينارين ، وبنى أربع خوانك للزمنى والأضراء ، وكان يأتيهم كل اثنين وخميس ويسأل كل واحد عن حاله ويتفقده ويباسطه ويمزح معه . وبنى دارا للنساء ، ودارا للأيتام ، ودارا للقطاء ، ورتب بها المراضع . وكان يدور على مرضى البيمارستان . وله دار مضيف ينزلها كل وارد ، ويعطى كل ما ينبغي له . وبنى مدرسة للشافعية والحنفية وكان يمد بها السماط ، ويحضر السماع كثيرا ، لم يكن له لذة في شيء غيره . وكان يمنع من دخول منكر بلده ، وبنى للصوفية رباطين ، وكان ينزل إليهم لأجل السماعات . وكان في السنة يفتك أسرى بجملة ويخرج سبيلا للحج ، ويبعث للمجاورين بخمسة آلاف دينار ، وأجرى الماء إلى عرفات. وأما احتفاله بالمولد فيقصر التعبير عنه ; كان الخلق يقصدونه من العراق والجزيرة وتنصب قباب خشب له ولأمرائه وتزين ، وفيها جوق المغاني واللعب ، وينزل كل يوم العصر فيقف على كل قبة ويتفرج ، ويعمل ذلك أياما ، ويخرج من البقر والإبل والغنم شيئا كثيرا فتنحر وتطبخ الألوان ، ويعمل عدة خلع للصوفية ، ويتكلم الوعاظ في الميدان ، فينفق أموالا جزيلة . وقد جمع له ابن دحية " كتاب المولد " فأعطاه ألف دينار . وكان متواضعا ، خيرا ، سنيا ، يحب الفقهاء والمحدثين ، وربما أعطى الشعراء ، وما نقل أنه انهزم في حرب ، وقد ذكر هذا وأمثاله ابن خلكان واعتذر من التقصير . مولده في المحرم سنة تسع وأربعين وخمسمائة بإربل

 

Султан религии, великий царь, Музаффар Абу Саид Кавкабари ибн Али ибн Бактакин ибн Мухаммад ат-Таркамани, правитель Ирбиля, сын правителя Зайнуддина Али Кавджак… Он любил раздавать милостыню, и каждый день раздавал много хлеба. Каждый год он одевал людей, и давал им по одному или два динару. Он построил четыре приюта для больных и слепых, посещал их каждый понедельник и четверг, спрашивал, заботился о здоровье каждого, развлекал их и шутил с ними. Он построил приют для женщин, приют для сирот, приют для найденышей, и поставил к ним кормилиц. Он посещал приюты для умалишенных. У него была гостиная в которой он поселял пришедших и давал им все, что им необходимо. Он построил медресе для шафиитов и ханафитов, накрывал им столы, и сам неоднократно приходил слушать [уроки], и не было у него наслаждения кроме как в этом.

 

Музаффар не допускал, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли. Построил он суфиям два дома для богослужения (рибат), и приходил к ним ради того, чтобы послушать их. Каждый год он освобождал всех заключенных, и открывал им путь на хадж. Он отправлял жителям аль-Харама (Мекка и Медина) пять тысяч динаров и провел воду к горе Арафат.

 

Что касается проведение им мавлида, то его [великолепие и масштабы] сложно описать словами. Жители Ирака и Арабского полуострова стремились попасть на этот мавлид. Для мавлида устанавливали украшенные деревянные шатры. В этих шатрах находились группы читающие мавлид. Люди приходили к этому месту каждый день в послеобеденное время, останавливались возле шатров и радовались. И они проводили это мероприятие несколько дней. Туда приводили много коров и верблюдов, резали их и готовили разнообразные блюда… Там читались проповеди, раздавалось огромное количество милостыни. Ибн Дихья написал для Музаффара книгу о мавлиде, за что он наградил автора тысячью динарами.

 

Музаффар был скромным, любящим благое, суннитом, любящим факыхов и мухаддисов, и был он великодушным даже к поэтам. И нет сведений о том, чтобы он когда-либо терпел поражение в войнах. Об этом и подобном упоминает Ибн Халикан и приносит свои извинения за краткость рассказа. Он родился в месяц Мухаррам, 549-м году в городе Ирбиль.

 

[«Сияр а’лям ан-нубаля», т. 22, стр. 335-336]

 

Пользы:

 

Подчеркнул имам аз-Захаби, что правитель Музаффар "не допускал, чтобы какое-либо порицаемое действие проникло в его земли", и далее упоминает то, что Музаффар проводил мавлид. Из этого можно сделать вывод, что аз-Захаби не считал мавлид порицаемым действием.

 

Как проводили Мавлид в 8-м веке хиджры Алляма Такиюддин аль-Макризи (764-845 х/1364-1442 м) в своей книге «аль-Мава’из валь и’тибар» пишет: فلما كانت أيام الظاهر برقوق عمل المولد النبويّ بهذا الحوض في أوّل ليلة جمعة من شهر ربيع الأول في كلّ عام فإذا كان وقت ذلك ضربت خيمة عظيمة بهذا الحوض وجلس السلطان وعن يمينه شيخ الإسلام سراج الدين عمر بن رسلان بن نصر البلقيني ويليه الشيخ المعتقد إبراهيم برهان الدين بن محمد بن بهادر بن أحمد بن رفاعة المغربيّ ويليه ولد شيخ الإسلام ومن دونه وعن يسار السلطان الشيخ أبو عبد الله محمد بن سلامة التوزريّ المغربيّ ويليه قضاة القضاة الأربعة وشيوخ العلم ويجلس الأمراء على بعد من السلطان فإذا فرغ القراء من قراءة القرآن الكريم قام المنشدون واحدًا بعد واحد وهم يزيدون على عشرين منشدًا فيدفع لكل واحد منهم صرّة فيها أربعمائة درهم فضة ومن كلّ أمير من أمراء الدولة شقة حرير فإذا انقضت صلاة المغرب مدّت أسمطة الأطعمة الفائقة فأكلت وحمل ما فيها ثم مدّت أسمطة الحلوى السكرية من الجواراشات والعقائد ونحوها فتُؤكل وتخطفها الفقهاء ثم يكون تكميل إنشاد المنشدين ووعظهم إلى نحو ثلث الليل فإذا فرغ المنشدون قام القضاة وانصرفوا وأقيم السماع بقية الليل واستمرّ ذلك مدّة أيامه ثم أيام ابنه الملك الناصر فرج‏ «Во времена правителя аз-Захира Баркука в этом месте проводили мавлид Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в первую пятничную ночь месяца рабиуль авваль каждого года. И когда наступало это время, на этом месте разбивали большую палатку. Садился султан, справа от него Шейхуль Ислям Сиражуддин Умар ибн Руслан ибн Наср аль-Булькини (724-805 х), следующим от него шейх аль-му’такид Ибрахим Бурхануддин ибн Мухаммад ибн Бахадир ибн Ахмад ибн Рифаат аль-Магриби, далее сын Шейхуль Исляма и те, кто ниже его. Слева же от султана шейх Абу Абдуллах Мухаммад ибн Саляма ат-Тавзари аль-Магриби, далее судьи из четырех судей и шейхи наук, а амиры сидели подальше от султана. После того как завершали чтение благородного Корана, один за другим вставали чтецы нашидов, их было более двадцати, и каждому давали по мешочку, в которых было четыреста серебряных дирхамов, и каждый амир из амиров областей давал часть шёлка. После того как совершали вечерний намаз, они накрывали стол превосходной едой, затем ели и убирали то, что было на столе. Далее накрывали стол разными сладостями, и вкушали их учёные-факихи. Затем продолжалось чтение нашидов и проповедей до одной трети ночи. Когда чтецы нашидов завершали, кадии вставали и уходили, а слушающие оставались до конца ночи. И такой мавлид продолжался в его дни, затем и в дни его сына аль-Малика ан-Насыра Фарадж» [аль-Макризи, «аль-Мава’из валь и’тибар», 3/167] Великий ученый, шейхуль ислам Сиражуддин аль-Булькини не только признавал законность мавлида, но и сам участвовал в проведении мавлида. Имам аль-Булькини считается одним из крупных факихом шафиитского мазхаба. Его учителем был сам Такиюддин ас-Субки, а в числе его учеников были Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни и Хафиз Ибн Насируддин ад-Димашки. Имам Джалалудин ас-Суюти пишет, что когда он посетил Мекку, совершая хадж, то выпил воду замзам с намерением достичь в фикхе уровня Сиражудина аль-Булькини, а в хадисе - Ибн Хаджара аль-Аскаляни. Также помимо Шейхуль Ислама, многие другие ученые присутствовали на этом мавлиде, соответственно считали его законным.

 

Яндекс.Метрика