Адабы выполнения вирда

Автор:  Мухаммад ибн Абдуллах ибн Хусейн ат-Тасфави  

Книга:  Аль-фатху раббани

Комментарий:  Алихаджи аль-Кикуни

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ

 

Следует выполнять вирд с адабом. Нужно сидеть, как в ташаххуде (во время чтения «аттахияту»), положив руки на колени, закрыв глаза, опустив голову. В «Фатху раббани» приводятся слова автора известной тарикатской книги «Римах», на которую часто ссылается Хасан Афанди, куддиса сирруху:

 

«Когда мюрид закрывает глаза, нур легче входит в его сердце. Когда мюрид закрывает глаза, закрывается путь, по которому в сердце попадают ненужные мысли и образы. Когда мюрид закрывает глаза, его сердце раскрывается и он может сосредоточиться на мыслях об Аллахе. Лучше всего при выполнении вирда сидеть так, как в ташаххуде, очистив сердце от всех отвлекающих мыслей».

 

Имам Шаарани пишет в своих книгах:

 

«Если есть возможность, мюриду следует отвести для ибадата отдельную комнату, где ничего бы не отвлекало его».

 

Отдельная комната нужна для того, чтобы никто не отвлекал от ибадата. Когда мюрид делает вирд, Аллах посылает ему файз. Если мюрид отвлекается, пусть даже на жену и детей, файз перестаёт приходить. Поэтому имам Шаарани в «Анваруль-кудсия» пишет, что хорошо иметь комнату, в которой можно закрыться и  выполнять вирд. Также имам Шаарани подчёркивает, что, если мюрид, когда к нему пришло определенное состояние (хал), поменяет положение тела (то есть если сидел – встанет, если стоял – сядет), то хал исчезает. Разве можно сохранить хал, если начать бегать и прыгать?! А мюрид должен стараться сохранить состояние, которое послал ему Аллах. Оно и так непостоянно.

 

Хасан Афанди пишет, что рядом с устазом мюрид должен сидеть так же, как при чтении «аттахияту». А скрещивать ноги - это нарушение адаба.

 

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Следует выполнять вирд, повернувшись в стороны Киблы, если только мюрид не находится в пути. Путнику сложно соблюдать эти адабы, поэтому тут есть послабления. Если мюрид сидит в круге, то тоже не надо поворачиваться в сторону Киблы, потому что гораздо важнее сохранить круг. Талибуль ‘ильм, то есть, тот, кто получает знания, также должен соблюдать этот адаб. В книгах по захир ильму пишут, что студенты, которые не соблюдали этот адаб, не стали алимами, а те, кто соблюдал, получили глубокие знания. От вирда, который мюрид читает, повернувшись в сторону Киблы, пользы больше. А если не поворачиваться лицом к Кибле – можно вообще не получить пользы.  

 

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Во время выполнения вирда следует представить образ шейха. Тут имеется в виду не живой устаз, который дал задание, а тот шейх, который достиг степени фана, то есть, растворился в любви к Аллаху (фана фи-ззат), например, Махмуд Афанди куддиса сирруху, Сайфулла кади , Халидшах, имам Раббани. Но это не означает, что можно представлять любого устаза, достигшего степени фана. Согласно принципам тариката нельзя совершать рабита на устазов, которые растворились в любви к определенным сифатам Аллаха, таким, как Рахман, Рахим и так далее. Также нельзя совершать рабита на устазов, растворившихся в любви к действиям Аллаха, то есть фи’ль.

 

Иными словами, мюрид должен находится в состоянии рабита при чтении вирда (вне зависимости от типа вирда). Если он не может, то пусть хотя бы совершает рабита до вирда, чтобы подготовиться. Если мюрид видел шейха, на которого делает рабиту, пусть вспоминает его образ, а если не видел, то ему следует прочитать книги с описанием его внешнего вида и качеств – и затем представлять. В этом надо усердствовать.

 

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Мюрид должен следить за смыслом того, что он читает в вирде. Нужно стараться понимать смысл слов «иляхи анта максуди уа ризаака матлуби» и других. Если понимать смысл, вирд приносит больше пользы.

 

ПЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Следует читать вирд вслух – так, чтобы его слышал нафс мюрида. Это правило не относится к вирдам, которые вслух не читают, например, сердечный зикр. Но суры, которые мюрид читает перед вирдом, шазилийский вирд (истигфар, салават и зикр), а также истигфар и салават, который читают накшубандийские мюриды, надо читать вслух.

 

Во время чтения вирдов мюрид должен сидеть спокойно, сосредоточившись, не отвлекаясь на посторонние дела, вникая в смысл вирда. Это увеличивает пользу от вирда. Мюрид должен читать всё то, что следует читать перед вирдом: суры, истигфар - и потом отдавать вознаграждение за прочитанные суры устазам. Начинать вирд тоже нужно с адабом. Если мюрид прочитает всё, что читают перед вирдом, сосредоточенно, то и сам вирд совершит, не отвлекаясь.

 

ШЕСТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

В книге «Филь мумият» написано, что нужно скрывать чтение  вирда:

 

«То, что ты скрываешь чтение вирдов, это то, в чем усердствует твой шейх».

 

Особенно это касается накшубандийских мюридов, ведь само слово «накшбанд» означает «вычеканенный на сердце». Большинство вирдов, которые они делают, скрытые. Поэтому накшубандийские мюриды должны скрывать свои вирды, кроме тех, которые устаз повелел совершать открыто.

 

СЕДЬМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Нужно совершать вирд спокойно, не спеша и не допуская ошибок в чтении. В книге «Филь мумият» сказано:

 

«Тот, кто совершает вирды спокойно, не спеша, достигнет своей цели. Если мюрид хочет достичь своей цели, ему нужно так поступать».

 

ВОСЬМОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

После чтения вирда нужно немного посидеть, сосредоточившись на своем сердце. Это называется вукуф – уль – къальб, то есть, сосредоточение на Аллахе. Хасан устар, куддиса сирруху, в «Хуласатуль Адаб» пишет:

 

«Желательно совершать вукуф нечетное количество минут (3, 5, 7, 9). Вукуф - это не то же самое, что рабита».

 

Рабита – связывание сердца мюрида с сердцем устаза, достигшего степени фана фи-ззат, то есть, растворившегося в любви к Аллаху. Неважно, жив этот устаз или умер. Рабита может быть без вукуфа. Вукуф - это сосредоточение сердца на имени Аллаха «Аллах». Мюрид должен совершать рабита, например, на Махмуда Афанди или Сайфуллаха Кади и вукуф. В известной тарикатской книге «Римах» написано:

 

«После чтения вирда мюриду следует подождать, пока файз не придёт в его сердце».

 

Файз может за один миг принести такую пользу, которую не принесло бы чтение вирда в течение сотен лет. А если мюрид после чтения вирда встаёт и уходит, то он пропускает тот момент, когда Всевышний посылает ему файз и другие дары, о которых мюрид не подозревает и мудрости которых не понимает. Он будто стоял в очереди за чистой водой и ушёл, когда подошла его очередь! Хасан Афанди пишет, что если мюрид будет спокойно сидеть некоторое время после вирда, то достигнет таких состояний, которых он не достигнет даже многолетней борьбой с нафсом.

 

ДЕВЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

После вирда не нужно есть и пить. Если мюрида сильно мучает жажда, следует пить теплую воду. Какая в этом мудрость? Мюрид, который поест сразу после вирда, отвлечётся от наблюдения за своим сердцем. А выпив холодный напиток, он остудит сердце, нагретое зикром, а это вредно. Вредно соединять холодное и горячее. Поэтому тарикатские устазы обычно пьют горячий чай. Хасан Афанди говорил:

 

«Если бы это не было сложно для мюрида, я бы сделал вирдом питье горячего чая». 

Дело в том, что тогда не всегда можно было достать чай.

 

В книге «Римах» написано:

 

«Мюрид не должен пить воду после вирда. Это адаб зикра, потому что иначе вирд перестает приносить пользу».

 

Нельзя пить воду и во время чтения. Сердце нагревается и притягивает к себе дары от Аллаха: файз, ахвал, то есть разные состояния. А если пить воду – всё это прекратится. Также прекращается шаук – влечение к Аллаху – и гаснет нур сердца. Стекло в бане запотевает, когда в комнату проникает холодный воздух, и перестаёт быть прозрачным. Точно так же запотевает и сердце от холодной воды. Не пить воду во время совершения вирда и после - это адаб для накшубандийского мюрида. После вирда надо подождать минимум полчаса.

 

ДЕСЯТОЕ УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВА ВИРДА

 

Нужно посещать салават и хатму. Автор книги Римах относился к тиджанийскому тарикату, поэтому он пишет о вирдах, которые тиджанийцы читали в пятницу. Что касается накшубандийских мюридов, им следует посещать хатму и салават, если они хотят усовершенствовать свои вирды.

Даруль Фикр.Ру.

 

Яндекс.Метрика