Положение четок в Шариате

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
بسم الله الرحمن الرحيم
 

Положение четок в Шариате

 

Прежде хотел написать не большую предисторию разбирательства этого вопроса. Как то в инете братья увидели упоминание о том, что четки/тасбихи не являются нововведением/бидъа, как нас тому учили и до сих пор настойчиво учат некоторые современные ученые и разные деятели околошариатских наук. Так вот, так как в этих утверждениях упоминались имена авторитетных ученых, нас это заинтересовало и решили проверить действительно ли эти ученые не считали четки нововведением/бидъа.


Результат, как говорится превзошел ожидания. Мы даже не ожидали, что есть так много упоминаний об этом в книгах авторитетнейших ученых, и это было для нас большим удивлением. Удивление было оттого, что современниками игнорируются мнения этих авторитетных ученых. С недоучившимися студентами понятно, им достаточны для хукма даже переводы хадисов, не говоря уже об арабском тексте и понимании этих хадисов учеными, но непонимание возникает от того, что те, которых называют учеными современности, до сих пор считают четки нововведением/бидъа. И так с помощью Аллаhа приступим к выставлению того, что мы обнаружили.
 

Пользовался четками Шейх уль Ислам в науках хадиса Ибн Хаджар Аль Аскалани (773-852 х/1372-1449 м) как передал о нем его ученик Мухаммад Ас Сахави в книге «Аль Джавахир Вад Дурар фи Тарджамати Шейхиль Ислам Ибн Хаджар»:


وكان - رحمه الله تعالى - إذا جلس مع الجماعة بعد العِشاء وغيرها للمذاكرة, تكون السُبْحة تحت كُمِّه بحيْث لا يرها أحد, ويستمرّ يُدِيرها وهو يُسبّح أو يذكّر غالب جلوسه, وربما سقطتْ من كُمِّه فيتأثر لذلك, رغبة في إخفائه


«Ибн Хаджар, рахимахуллах, когда сидел с джамаатом для обсуждений после ночного намаза и в другое время, то его четки были под рукавом одежды, таким образом, что четки не видел ни кто. 

Он проводил большую часть времени в маджлисе, делая зикр и регулярно перебирая четки.
Иногда четки падали из под рукава и это расстраивало его из за его стремления в скрывании своих дел».

Источник: Мухаммад Ас Сахави: Аль Джавахир Вад Дурар: 1/111

 

О четках так же упоминается в книге Аль Хатиба Ат Табризи (ум. 741 х/1340 м) «Мишкатуль Масабих» на которую было написано много шархов и самым объемным из шархов является «Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих» автором которого является Мулла Али Аль Къари (ум. 1014 х/1606 м). И сказано в этом шархе, когда автор объяснял хадис о женщине, которая делала зикр и подсчитывала их камешками:

عَنْ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ, أَنَّهُ دَخَلَ مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى امْرَأَةٍ وَبَيْنَ يَدَيْهَا نَوًى أَوْ حَصًا, تُسَبِّحُ بِهِ فَقَالَ: ألا أُخْبِرُكِ بِمَا هُوَ أَيْسَرُ عَلَيْك مِنْ هَذَا أَوْ أَفْضَلُ؟ فَقَالَ سُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي السَّمَاءِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا خَلَقَ فِي الْأَرْضِ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا بَيْنَ ذَلِكَ, وَسُبْحَانَ اللَّهِ عَدَدَ مَا هُوَ خَالِقٌ, وَاَللَّهُ أَكْبَرُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَالْحَمْدُ لِلَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا إلَهَ إلَّا اللَّهُ مِثْلُ ذَلِكَ, وَلَا حَوْلَ وَلَا قُوَّةَ إلَّا بِاَللَّهِ مِثْلُ ذَلِكَ .
رواه الترمذي، وأبو داود، وقال الترمذي: هذا حديث غريب.
وهذا أصل صحيح لتجويز السبحة بتقريره فإنه في معناها إذ لا فرق بين المنظومة والمنثورة فيما يعد به ولا يُعْتدّ بقولِ من عدّها بدعة وقد قال المشايخ أنها سَوْط الشيطان وروي أنه رؤى مع الجُنُيْد سُبْحة في يده حال انتهائه فسئل عنه فقال شيء وصَلنا به إلى الله كيف نترُكه 


«Было передано от Саида ибн Аби Ваккаса, что он вместе с Пророком - салля Ллаhу аляйhи ва саллям - зашли к женщине, которая делала зикр с помощью косточек от плодов или маленькими камешками. И сказал Пророк - салля Ллаhу аляйhи ва саллям - оповестить ли мне тебя о том, что является более легким, чем это или лучше, чем это? И сказал: «Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений в небе, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений на земле, Свят Аллах столько раз, сколько существует Его творений между ними, Свят Аллах столько раз, скольким творениям Он является создателем, а так же сказать таким же образом Аллах велик, и хвала Аллаху, и нет божества кроме Аллаха и нет силы и мощи ни у кого кроме Аллаха».

(Шарх Али Аль Кари): 

Передал это Тирмизи и Абу Дауд. Сказал Тирмизи это гариб хадис. 

…И этот хадис достоверная основа/довод в дозволенности четок с одобрением Пророка - салля Ллаhу аляйhи ва саллям. Потому что четки подобны камешкам и нет различия в тех вещах с помощью чего ведут счет, будь они собранными на нити или разбросанными по отдельности. 

И не достойно внимания мнение того, кто считает это бидъа (нововведением). Сказали шейхи, что четки кнут для шайтана (то есть когда с ними делается зикр то, как будто бьют по шайтану).

Когда Джунейд был присмерти были у него в руке четки и спросили его о них, и он ответил, это то с чем мы приблизились к Аллаху, как же мы можем оставить это?!...». 

Источник: Али Аль Къари: Миркатуль Мафатих Шарху Мишкатиль Масабих: 5/221 (Хадис: 2311)
Бейрут: Даруль Кутубуль Ильмийя: 1422/2001

 

Сказал великий ученый, мухаддис Ибнус Салях (577-643 х/1181-1245 м) в своей книге «Адабуль Муфти валь Мустафти» 
об этом вопросе:

 


مسألة : هل يجوز للإنسان أن يسبح بسبحة خَيْطها حرير والخيط ثخين 
أجاب رضي الله عنه : لا يحرم ما ذكره في السبحة المذكورة والأولى إبداله بخيط آخر

«Вопрос: Дозволено ли человеку делать зикр с помощью четок, у которых нить из шелка или толстая? Ответил – да будет доволен им Аллах: Не является харамом то, что он упомянул о четках, но лучше заменить эту нить на другую нить».

Источник: Ибнус Салях: Адабуль Муфти валь Мустафти: 1/400
Бейрут: 1407
 
 

Оригинал статьи на форуме:  Al-Fatava Forum

 

Яндекс.Метрика