о Целование руки

Целование руки как знак уважения в Исламе

«Умар ибн ал-Хаттаб целовал руку Пророка (мир ему и благословение)» (аль-Хафиз аль-Асбахани).

 

Целование руки как знак уважения в ИсламеОдним из видов почитания и проявление уважения в Исламе является целование руки. Целовать в знак уважения руку пророку, учёным, устазам (духовным наставникам), исламским учителям, праведникам и просто мусульманину в Исламе приветствуется.

 

Однако вы, наверно, слышали высказывания некоторых людей: «Целование руки – это многобожие!!!» или «целование руки – это заблуждение!!!» или «Пророку не целовали руку!!!» и т. д. На самом деле эти люди не только не знают Шариат, но и не хотят его знать и понимать, потому вносят смуту, сомнение и раскол в общество истинных мусульман.

 

Эта статья, если будет на то воля Аллаха, откроет глаза верующих на истину и поможет им различить ложь, которую навязывают новаторы ахлю сунне.

 

Целование рук и ног Пророка (мир ему и благословение)

 

От Сафвана ибн Гасаля аль-Муради, да будет доволен им Аллах, рассказывается: «Один иудей сказал другому: “Пойдём со мной к этому Пророку (Мухаммаду, мир ему и благословение) и зададим некоторые вопросы”. Тот ответил: “Не говори на него «Пророк», а то если он тебя услышит, то обрадуется”. Они пошли к Пророку (мир ему и благословение) и принялись спрашивать. А когда Пророк (мир ему и благословение) ответил на все их вопросы, они поцеловали руки его и ноги и сказали: “Мы свидетельствуем, что ты Пророк”» (Тирмизи, № 3144; имам Ахмад, 4 т., № 239; ибн Маджах, № 2705). Разве сказано в этом хадисе, что Пророк (мир ему и благословение) запретил им целовать руки и даже ноги?

 

От Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он участвовал в одном из проходов Пророка (мир ему и благословение). Он рассказал: «Люди отвернулись и убегали, и я был среди них. Мы задались вопросом: что делать, ведь мы убежали с поля битвы? И решили, что придём в Медину скрыто, зайдём к Пророку (мир ему и благословение) и скажем: «Мы оставляем решение Посланнику, и если есть прощение для нас – мы просим прощения, а если нет – то пусть сделает то, что посчитает нужным». Далее мы сели в ожидании Пророка (мир ему и благословение) до утренней молитвы. Когда он вышел, мы встали и сказали, что мы – убежавшие с поля боя, повернись к нам. Пророк сказал: «Вы уже вернувшиеся к битве» (в знак прощения). Тогда мы подошли к Пророку (мир ему и благословение) и целовали его руку» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 972; Тирмизи, № 1716, сказал: «Цепочка хасан (красивая)»; ибн Маджах, № 3704; имам Ахмад, 2 т., № 23; Хумайди, № 687; Байхаки, 7 т., № 101; ибн Аби-шиба, № 12, т. 536; ибн Сад, 4 т., № 107; Абу Яля).

 

От Зариа (да будет доволен им Аллах), который был в племени Абду Кайс, передаётся: «Когда мы прибыли в Медину, то поспешили поцеловать руку Пророка и его ногу» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 975, в книге «Тарих аль-кабир», 3 т., № 447, в книге «Хальку афъали аль-уббад», № 28; Абу Давуд, № 5225; Табарани в книге «Аль-кабир», № 5313; имам Ахмад, 2 т., № 70; Хафиз в книге «Фатху аля аль-иснад» сказал: «Это хороший хадис»; 57 стр., 11 том).

 

Джабир, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Умар сын Хаттаба целовал руку Пророка» (аль-Хафиз аль-Асбахани).

 

Выше мы привели достоверные хадисы о том, что, оказывается, как бы ни желали некоторые обратного, но мусульмане целовали руку и даже ноги Пророку (мир ему и благословение).

 

Некоторые, возможно, приведут слабые или с неправильной трактовкой хадисы о том, что якобы Пророк (мир ему и благословение) не дозволял целовать руку. Мы эти хадисы разъясним, приводя мнение учёного ахлю-сунны, и тогда они скажут: «Ну, это был Пророк!» На это мы скажем: «Вы утверждаете, что целование руки – это ширк (многобожие), но тогда получается, что многобожие дозволяется по отношению к Пророку (мир ему и благословение), что ли?!! Астахфируллах!!!»

 

Сподвижники целовали руки и ноги Пророку (мир ему и благословение), проявляя уважение и выявляя любовь к нему и к Аллаху. И сегодня сотни миллионов мусульман, когда целуют руки учёным и истинным шейхам, то целуют только в знак любви и уважения, потому что шейхи, праведники, учёные – это наследники пророков, как сам Пророк (мир ему и благословение) рассказывал в достоверных преданиях.

 

Для того чтобы подтвердить, что приветствуется целовать руку не только Пророка (мир ему и благословение), мы напишем следующий пункт…

 

Целование рук другим, помимо Пророка (мир ему и благословение)

 

От ибн Джудъана, да будет доволен им Аллах, передаётся, что Сабит, да будет доволен им Аллах, спросил у Анаса, да будет доволен им Аллах: «Соприкасался ли ты до Пророка рукой?» Тот ответил: «Да». Тогда Сабит поцеловал его руку (аль-Бухари в книге «Адиб», № 974; имам Ахмад, 3 т., № 111).

 

Абу Малик аль-Ашджаи, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я попросил ибн Абу Авфа, да будет доволен им Аллах, протянуть ко мне руку, которой он заключал договор с Пророком (т. е. пожал руку Пророка) (мир ему и благословение), и, когда тот протянул, я её поцеловал» (аль-Хафиз аль-Асфахани).

 

От Шаби, да будет доволен им Аллах, передано, что в то время, когда Зайд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, завершил заупокойную молитву и подошёл к своему животному, чтобы сесть на него, пришёл ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, и подержал седло (чтобы Зайду было удобнее садиться). Зайд сказал: «Не стоило себя беспокоить, о сын дяди Пророка (т. е. тебе не нужно держать седло)». Ибн Аббас ответил: «Так повелел нам Пророк (мир ему и благословение) обращаться с учёными и великими людьми». Тогда Зайд, поцеловав руку ибн Аббаса, сказал: «Так относиться нам повелел Пророк (мир ему и благословение) с его семейством» (имам аль-Хаким, № 5808).

 

Сабит (да будет доволен им Аллах) рассказал: «Каждый раз, когда я шёл к Анасу и он указывал мне куда сесть, я входил, целовал ему руки и говорил: «пусть станет мой отец выкупом за эти руки выкупом за эти руки, которые трогали Пророка (мир ему и благословение)». Затем я целовал его глаза и говорил: «пусть станет мой отец выкупом за эти глаза, видевшие Пророка (мир ему и благословение)» (Хафиз Ахмад ибн Хаджар в книге «Аль-маталибу аль-алия», 2 т., 111 стр.).

 

Сухайб ар-Руми, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я видел, как Али, да будет доволен им Аллах, целовал руку ибн Аббаса» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 976).

 

Абдуррахма ибн Рузайн, да будет доволен Аллах, сказал: «Мы целовали руку Абу Салямы ибн аль-Акваъа…» (аль-Бухари в книге «Адиб», № 973).

 

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, пишет: «Когда Умар сын Хаттаба завоевал байт аль-Мукаддас и дошёл до Шама, его встретили Абу Убайда и другие предводители, такие как Халид ибн Валид и Язид ибн Аби Суфьян. Абу Убайда слез с животного, и Умар слез, далее Абу Убайда указал, чтобы поцеловали руку Умара…» (ибн Касир, «Аль-бидая ва ан-нихая», 7 том, 55 стр.). Все вышеперечисленные хадисы повествовали о целовании рук не Пророка (мир ему и благословение).

 

Теперь, если придерживаться убеждений некоторых невежд, получается, что все мусульмане, начиная от Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников, – многобожники, а кучка невежд придерживается истины… правда, какой истины – непонятно.

 

Теперь давайте рассмотрим мнение великих учёных разных мазхабов.

 

Мнение мазхаба имама аш-Шафии, да будет доволен им Аллах

 

Ибн Хаджар Аскаляни передаёт, что имам ан-Навави сказал: «Целовать руку человеку из-за его аскетичности, доброты, знания, почтенности и подобных религиозных атрибутов является мастахаб (одобряемым); если же целовать из-за его богатства, авторитета, власти, то это сильный макрух (порицаемость)» («Фатх аль-бари», 11 т., 48 стр.). Обратите внимание, как ан-Навави сказал: «Если даже из-за авторитета… этого человека» целовать его руку не является харамом (запретом).

 

Аль-Баджури сказал: «Сунна (желательно) целовать руку человеку из-за доброты и подобных религиозных атрибутов, таких как знание и аскетизм, и макрух (порицаемо) – из-за авторитета, богатства и других мирских атрибутов» («Хашият аль-Баджури», 2 т., 112 стр.).

 

Мнение мазхаба имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах

 

Ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет запрета в целовании руки человека учёного и набожного, чтобы получить благодать (баракат); сказали, даже желательно целовать». Шурунбулалию сказал: «Я узнал, что множество хадисов указывают на желательность целования, как на это указал аль-Айнию» («Хашияту ибн Абидин», 5 т., 254 стр.).

 

Аллама Зайляию, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В книге ”Джамиу ас-сагир“ сказано: ”И облегчили дозволенностью Шамсу аль-Аиммати ас-Сарахсию и некоторые мутааххируны (более поздние учёные) целование руки человека учёного или набожного, или праведного правителя, дабы получить благодать…”. Суфьяну ас-Саври сказал: “Целование руки человеку учёному или справедливому правителю – сунна (желательно)”» («Бину аль-Хакаик», 6 т., 25 стр.).

 

Мнение по мазхабу Ахмада сына Ханбалы, да будет доволен им Аллах

 

Аллама ас-Сафаринию, да смилуется над ним Аллах, рассказал о том, что говорил аль-Марузи: «Я спросил у Абу Абдуллаха (Ахмад сын Ханбалы) о целовании руки, тот ответил: «Если целование руки из-за религиозных атрибутов человека, то нет в этом запрета» («Гизау аль-альбаб»).

 

Также Аллама ас-Сафаринию сказал: «Хафиз ибн аль-Джавзи в упоминании о достоинствах людей хадиса сказал: ”Ищущему знания следует проявить предельную смиренность перед учёным и принизить себя, и из смиренности является целование руки, целовали Суфьян ибн Уяйна и Фузайль ибн Ияз, один из них – руку Хусайна ибн Али, а другой – ногу Хусайна”» («Гадау ал-Альбаб»).

 

Мнение по мазхабу имама Малика, да смилуется над ним Аллах

 

Хафиз Ахмад ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал: «Имам Малик сказал: “Если целование из-за величия и гордости, то это макрух (порицаемо), а если он целует руку для приближения к Аллаху (путём благодати) из-за знаний того человека, почтения к нему и его религиозности, то это дозволено”» («Фатх аль-бари», 11 т., 84 стр.).

 

Сомнительные доводы запрещающих целование руки

 

1) От Анаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что к Пророку (мир ему и благословение) пришёл один человек и спросил: «О, Посланник Аллаха, если человек встретил своего брата по вере или друга, то ему желательно поклониться (в знак приветствия)?» Пророк ответил: «Нет». Тогда тот сказал: «Остановить его и поцеловать его (руку)?» Посланник ответил: «Нет». Тот заново спросил: «Схватить руку и пожать её?» Пророк ответил: «Да» (Тирмизи, № 2828). Этот хадис со слабой цепочкой. Чтобы подтвердить наше слово, приведём мнение авторитетного хадисоведа Хафиза аль-Ираки: он передал слабость этого хадиса в книге «Мугни» от имама Ахмада и аль-Байхаки.

 

2) Хадис, переданный Табарани ибн Адйи и Абу Яла от Абу Хурайры, что Пророк (мир ему и благословение) убрал руку от портного, который хотел поцеловать его руку, и сказал: «Так (целуют руку) поступают аджамы (не арабы) по отношению к правителям, а я не правитель, а всего лишь человек из вас (людей)».

 

Этот хадис ибн аль-Джавзи, да смилуется над ним Аллах, передал среди выдуманных хадисов, т. е. этот хадис не то что слабый, а выдуманный. Слабые хадисы не рассматриваются в установлении ахкамов (решениях) Шариата, а выдуманные – тем более. Такие сомнительные доводы ещё есть, но, однако, не будем удлинять тему, тем более когда мы уже знаем мнение истинных саляфов (праведные предки трёх первых столетий Ислама) ахлю-сунны и их истинных последователей.

 

Да поможет нам Аллах!

 

Автор Абу Салим Нуман

  www.islamdag.ru

 

Яндекс.Метрика